Александр Крамаренко
Главный редактор журнала "Деньги"
Бензин: привыкаем снова платить по 20 гривен
25.12.2015 11:01

Эксклюзив  Бензин: привыкаем снова платить по 20 гривен

Нефть дешевеет, гривна относительно стабильна, вот и на АЗС висят ценники – 19,5-19,7 гривны за литр стандартного 95-го бензина. Поскольку именно его потребляет большинство импортных машин, здесь и далее речь о ценах именно на 95-й.

Так вот: с 1 января ценники перепишут вверх, даже если гривна будет стабильна, а нефть будет стоить дешевле 40 долларов за "бочку" сорта Brent (именно его можно назвать базисным для Европы).

Причина? Их две. Первая: Верховная Рада 24 декабря одобрила увеличение акциза с 202 до 228 евро за тонну бензина для авто (и вообще все моторные топлива получили увеличение акциза на 13%). Эта ставка установлена на полгода, с 1 января до 1 июля 2016 года. Вторая причина: введение сквозного электронного контроля движения подакцизных нефтепродуктов.

Начнем с акцизов. Мой подсчет показал, что цена в рознице повысится из-за роста акциза на 61 копейку на литре. Вроде, и немного? А это как сказать - примерно +3% к старой цене. Это как если недополучать каждый 33-й литр.

Правда, есть и хорошая новость - с 1 января должны отменить импортный сбор, за счет которого растаможивание пока что обходится дороже на 5% входной цены. Что дает выигрыш в 72 копейки на литре.

Ура? Бензин, наконец-то подешевеет? А вот это вряд ли. Потому что в тех правках к Налоговому кодексу, что Рада приняла 24 декабря, предусмотрено создание системы для мониторинга движения подакцизных нефтепродуктов. Что, конечно же, приведет к росту издержек у трейдеров и розницы. И, понятно, что этот прирост издержек они переложат на нас - покупателей горючего.

Ну и напоследок - почему не дешевеет резко бензин, если у нас на мировых рынках нефть уже дешевле 38 долларов за баррель (около 159 литров). С учетом нынешних котировок нефти и наиболее часто встречающегося уровня выхода бензина из нефти, затраты собственно на закупку сырья составляют сейчас около 7,2 гривны на литр бензина. Затраты на налоги - около 8,5 гривны за литр (более 40% розничной цены!).

Оставшиеся примерно 4,5-5 гривен с литра бензина - это затраты переработчиков, торговцев и их прибыль.

Итого получается, что доля налогов в розничной цене даже немного больше, чем доля сырьевых затрат. Вот и выходит, что если нефть дешевеет на 3%, то у бензина есть шанс подешеветь примерно на… 1%. И то - при стабильности национальной валюты.

В этом и причина того, что бензин от нефти постоянно отстает по динамике цен. Правда, в случае подорожания нефти ценники переписываются куда оперативнее, чем сейчас - жадность трейдеров известна довольно широко. И еще нужно помнить, что нефтекотировки сказываются на бензиновых ценах примерно с двух-трехмесячным запаздыванием (лагом).

Но, говоря о снижении нефтяных котировок, нужно помнить, что речь идет о ценах в долларах. И если гривна девальвирует, а в ноябре она упала примерно на 7%, то снижение долларовых цен мы ощущаем слабее. Например, нефть снизилась за прошедший месяц почти на 20%. Итого: гривневые затраты на сырье сократились примерно на 14%. Что должно бы вызвать снижение цен на АЗС примерно на 5%, то есть - на 1 гривну на литре. Что на самом деле и произошло.

Почему же мы, ввиду того снижения цен на 1 гривну с литра, не бросали чепчики в воздух и не кричали "ура"? Ну, например, потому, что цифры с мировых рынков нас радуют, все же, куда сильнее, чем динамика цен на отечественных АЗС. Обидно, да?!

Теги материала: бензин, топливо, стоимость, цены
загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [70] всего оценили 10

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Боитесь ли вы коронавируса?
  Покупка Продажа
USD 24.6500 24.9500
EUR 27.2500 27.8000
RUR 0.3540 0.3910
BTC 8,754.4717 9,675.9951
Яндекс.Метрика