Слово епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
18.07.2021 10:56

Слово епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Священное Писание не раз рассказывает о разнообразных чудесах, совершенных Иисусом Христом. Значительное количество чудес Господа связанно с исцелениями от физических болезней. Почему Христос, Который пришел для того, чтобы освободить людей о власти греха, так часто совершает чудеса, связанные именно с телесными, а не нравственными недугами?

Исцеление от телесных болезней указывает на то, что болезни есть результат существования греха. Нет, не имеется в виду, такой упрощенный взгляд, что каждая наша болезнь есть следствие конкретного нами сделанного греха. Или как говорят в народе, болезни по грехам. Такое мнение упрощает всю сложность и разнообразие причин болезней. В конечном итоге, это не соответствует Писанию и опыту Церкви. Вспомним Иова многострадального, который претерпел многие болезни будучи праведным, вспомним прп. Пимена Печерского Многоболезненного, прп. Амвросия Оптинского и многих других подвижников и подвижниц, которые как свидетельствуют их жизнеописания, страдали разными болезнями и при этом были людьми святыми.

И хотя есть разные причины болезней в каждом конкретном случае, но сам факт существования болезней есть результат существования греха и его последствий. Бог сотворил человека и духовно и физически здоровым, без всякого изъяна. После грехопадения прародителей Адама и Евы, грех проявляется во всех потомках первых людей (Рим. 5:12), во всем разнообразии форм как нравственных, так и физических заболеваний. Попросту говоря, если бы не было падения Адама и Евы — не было бы смерти и физических болезней. И с этой позиции любая болезнь является следствием наличия греха в природе человека. Христос как Спаситель исцеляет "всего человека" (Ин. 7:23), то есть подает исцеление как от физических, так и от душеных болезней. Вспомним слова молитвы перед Святым Причастием "во исцеление души и тела". Не просто души, сказано, но души и тела. Поэтому, поскольку болезни тоже результат существования греха, то Спаситель не только дает освобождения от грехов, но и исцеляет от физических недугов. А сами исцеления, совершенные Господом, свидетельствуют о приближении Царства Небесного (Мф .3:2), в котором "слепые прозревают, и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают нищие благовествуют" (Мф. 11:5).

Итак, прочтенный Евангельский отрывок рассказывает, как об исцелении своего слуги Христа просит сотник. Само наименование сотник указывает, что этот человек был военнослужащим и принадлежал к римскому сословию. Это очень важное упоминание, которое позволяет нам оценить характер этого сотника. Мы видим, что представитель Рима просит Спасителя совершить чудо. Эта просьба удивительна, потому что римляне к рабам относились без особого попечения, не говоря уже о случаях жестокого отношения. И если раб заболеет и умирает, то это считалось естественным. А в этом случае сотник не просто переживает за раба, но и приходит лично ко Христу. Должно понимать, что по тогдашним представлениям римский солдат, просящий что-то у еврея, — невероятное явление, ведь римляне относились к иудеям пренебрежительно. Но, видимо, сотник услышал, что есть Тот, Кто совершает чудеса и решил обратиться к Нему. Этим показывается совершенная доброта и смирение этого человека, не свойственная не только язычникам, но даже и тем, кто считал себя принадлежащим к богоизбранному народу.

Господь говорит сотнику, что придет к нему домой и исцелит слугу, но сотник и здесь своим ответом показывает совершенство своей веры: "Ибо я подвластный человек, но имею у себя в подчинении воинов, и говорю одному: "Пойди" и идет" (Мф. 8:9). Сотник лишь просит Господа сказать слово и произойдет исцеление (Мф. 8:8). В этом небольшом выражении показана величайшая вера сотника. Очень часто иудеи искали внешнего проявления чуда: прикосновения, знамений, но воин настолько доверяет Спасителю, что твердо верит — только одно Его слово может исцелить и действительно так происходит. Сам Христос свидетельствует о великой вере этого человека: "Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" (Мф. 8:10).

Этот язычник и его вера во Христа и Его силу стали обличением для сомневающихся или неверующих иудеев.

Господь, исцелив слугу сотника, говорит очень важные слова, которые по своему значению выходят за пределы веры сотника и исцеления слуги: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8:11). О чем здесь речь? Под пришедшими с востока и запада понимаются все народы. И то, что они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Царствие Божие будет открыто для всех народов, которые уверовали в Иисуса Христа, если они будут иметь сильную веру, упование и смирение подобные сотнику. Потому что он — сотник, по выражению блаженного Августина, "называя себя недостойным, обнаружил свое достоинство". Такое достоинство, продолжим мысль святого отца, которое позволят ему, по происхождению язычнику, стать участником пира Господнего. Под пиром Господним имеется в виду так называемый мессианский пир — общение Бога с праведниками — высшее блаженство доступное человеку. Пророк Исайя предсказывает наступления этого уготованного пира в Царстве Миссии (ср. Ис. 25:6).

В Священном Писании Ветхого Завета Господь, являясь, именует Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6) и этим указывается, что Он Тот же Бог, в Которого верили Авраам, Исаак и Иаков. И то, что люди со всего мира придут и возлягут в Царствии с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Тот Бог, Который вывел Моисея из Египта, Тот, Кто совершал чудеса, вел Израильский народ — станет Богом всех людей, которые уверуют в Иисуса Христа, с какой бы части мира они не были. А "Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8:12). Это выражение напоминает нам о грядущем Страшном Суде. Под сынами царства подразумеваются иудеи, которые названы так, потому что изначально именно иудейскому народу был дан Завет и обетования, и Сам Мессия происходит из этого народа. Но за свою гордость, за самомнение, в результате которых они не смогли принять Мессии, пришедшего во смирении и кротости, они, сыны царства, становятся богоубийцами и низвергаются за пределы Царства Божия, в место, где нет славы Божией, где нет возможности лицезреть Господа и прославлять Его с другими праведниками. Образ тьмы внешней и скрежета зубов не раз встречается в Писании и означает то место и состояние, которое называется "ад".

Итак, прочтенное Евангелие учит нас, что есть два обязательных условия для наших отношений с Богом — это вера и смирение. Сотник показывает образ смиренной веры и за это не только получает просимое — исцеление больного слуги, но и обетование о вхождение в Царство Божие с верующими из всех народов.

Все мы, дорогие братья и сестры, можем являть смирение и веру сотника, а можем и уподобиться горделивым иудеям, возомнить себя, что мы сыны царства, что все знаем, все имеем, все понимаем. Может быть так и есть, но без простоты духовной, без смиренной веры мы — сына царства — можем быть выкинуты за пределы Царства Божия, вытолканы и выброшены, потому что внутреннее не готовы принять его, а наше сердце принадлежит и служит не Богу, а чему-то или кому-то иному. Мы можем и далее мыслить себя сынами и дочерями царства, на самом деле таковыми не быть. Пусть Господь Всемогущий и Всемилостивый избавит нас от лицемерия, от духовного самомнения. Будем же всеми силами подражать евангельскому сотнику в его вере и смирении и тогда, надеемся, наши молитвы и просьбы будут услышаны и исполнены Господом. Аминь!

Теги материала: слово, епископ, неделя

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [2] всего оценили 2

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Планируете ли вы отдых на новогодние праздники?
  Покупка Продажа
USD 26.5000 26.9000
EUR 31.4000 32.0000
RUR 0.3500 0.3800
BTC 43,160.7227 47,703.9531
Яндекс.Метрика