Зачем нужна дорожная полиция и кому ее стоит бояться
22.06.2017 14:29

Эксклюзив  Зачем нужна дорожная полиция и кому ее стоит бояться

12 июня в МВД презентовали обновленную дорожную полицию, которая пришла на замену Госавтоинспекции. MIGnews.com.ua решил изучить вопрос и разобраться, согласно каким нормам и правилам будет работать новая служба, чем заниматься и в каких случаях останавливать водителей.

Сейчас полицейские патрулируют 1200 км дорог национального и международного значения: Киев - Харьков, Киев - Зборов, Луцк - Ковель, Ягодин - Сарны. В штат входит более 70 патрульных, обслуживающих 20 экипажей и восемь стационарных пунктов, где ранее базировались сотрудники ГАИ. На данный момент патрульные автомобили Hyundai не оснащены никакими приборами для фиксации скорости автомобилей.

"Полицейские будут реагировать на все нарушения в сфере безопасности дорожного движения, общественной безопасности, привлекать к ответственности в мерах своей компетенции", - заявил во время презентации представитель ДПП Алексей Билошицкий, объясняя, чем патрульные будут заниматься до установки приборов для измерения скорости.

Мнения экспертов в этой области по поводу запуска обновленной дорожной полиции разошлись. 

"Хорошо это или плохо? Хорошо. Давно надо было это сделать. В первой редакции закона о Нацполиции была прописана дорожная полиция, а потом по ходу обсуждения эту норму убрали. Видимо, побоялись, что будет ассоциироваться с Госавтоинспекцией. Практика показала, что без нее обойтись тяжело при 170 тысячах километров протяженности дорог, их бесконтрольными оставлять нельзя", - объяснил свою позицию правозащитник Владимир Караваев.

По его словам, когда была ГАИ, количество патрульных достигало 15 тысяч, потом их сократили до 12 тысяч. После этого начала пропорционально возрастать аварийность на дорогах. Видимо, эта цифра в 15 тысяч неслучайна.

"Сейчас дорожная полиция стартовала с гораздо меньшего количества, но это только начало. Не забывайте, что у нас по закону пока нет дорожной полиции, поэтому это название условное и его можно взять в кавычки. У них нет каких-то отдельных полномочий, функциональных обязанностей. Это самая обычная патрульная полиция. Можно сказать, что восстанавливать службу мы будем немного дольше, чем все это разрушалось. Думаю, пройдет не менее трех лет", - указал он.

В свою очередь бывший заместитель главы Нацполиции Григорий Мамка считает, что дорожная полиция в нынешнем виде будет неэффективной.

"Это плохо. Почему? Она должна быть, но в такой интерпретации, как ее запустили, она не имеет права на существование в пользу граждан Украины. Можно набрать новых полицейских, надеть форму, выдать автомобили, значки, но не в этом сама идея. Им нужно предоставить полномочия и технически обеспечить. Уже после этого нужно выдавать автомобили, вести подготовку. Тогда это подразделение будет работать эффективно и обеспечивать безопасность движения всех участников дорожного движения", - отметил он.

Мамка обратил внимание на тот факт, что сейчас запущен "сам проект, и кроме пиара результата никакого не будет, так как полномочий у них нет".

"Полицейский должен объяснить каждому водителю законное основание своих действий. Пройдет буквально полгода, они сотрут резину, автомобили станут и вот весь эксперимент. Всю полицию нужно разделить на две части – следствие с оперативным блоком и муниципальная полиция, куда будут входить патрульные, участковые инспекторы, которые напрямую будут подчиняться местной власти. До этого у нас ничего не получится. Также нужны изменения в законодательстве, в Уголовно-процессуальном кодексе, где 70% полиции не имеют полномочий на уровне закона", - добавил экс-заместитель главы Нацполиции. 

 

Как сегодня работает дорожная полиция в разных странах и в Украине

Создавая патрульную полицию в целом, и дорожную в частности, руководство Нацполиции больше ориентировалось на западные страны. Однако в каждой стране и регионе эта служба имеет свои отличия.

Соединенные Штаты Америки. Американские дорожные полицейские относятся к одним из самых строгих в мире. Раньше они подчинялись местным властям каждого штата и только патрулировали дороги. Сегодня их круг обязанностей и полномочий значительно расширен. Они занимаются розыском и задержанием преступников, оказанием помощи в уголовных расследованиях, обеспечением порядка на улицах. При остановке машины автоматически считают водителя виновным, не пользуются жезлами, а применяют громкоговорители, не берут взяток, не изымают права. Однако всегда помогут водителю, попавшему в затруднительное положение на дороге.

Европейские страны. На территории стран Европы существует единая Европейская сеть дорожной полиции, членами которой является большинство стран. В то же время даже наличие подобной организации не означает, что дорожные законы, система требований и штрафов по всей Европе одинаковые. Если обобщить, то полицейские занимаются надзором за соблюдением ПДД, оформлением ДТП, охраной общественного порядка, борьбой с преступностью. В некоторых странах также принимают экзамены на получение водительских прав, контролируют техсостояние автомобилей, ведут учет ДТП, занимаются воспитанием участников дорожного движения и пропагандой безопасности на дороге. В Европе существует такое понятие, как патрули скрытого наблюдения - на дежурство они заступают с камерой и на неприметном авто, имеют право останавливать всех, кто несет хоть малейшую опасность.  

Российская Федерация. За безопасностью дорожного движения в России следит Госавтоинспекция МВД. В ведомстве есть деление на подразделения, каждое из которых выполняет свою функцию. Сотрудники занимаются контролем соблюдения ПДД, принимают экзамены на водительские права, регистрируют ТС, выдают номера и разрешения на установку спецсигналов, регулируют дорожное движение, разыскивают угнанные автомобили, охраняют общественный порядок, оказывают помощь участникам дорожного движения, обеспечивают беспрепятственный проезд автомобилей спецназначения.

А вот что рассказал MIGnews.com.ua пресс-офицер ДПП Виктор Шеверда после недели работы дорожной полиции на украинских трассах.

"Полиция работает в штатном режиме без замечаний. Дорожная патрульная полиция работает абсолютно так же как и в городах. Они предотвращают правонарушения, которые связаны не только с нарушением ПДД, но и реагируют на все случаи нарушения общественного порядка и безопасности. Они также предотвращают драки, распитие спиртных напитков на обочине дороги. Они реагируют абсолютно на все вызовы, которые поступают с линии 102 или непосредственно видят. Там работает 23 или 26 экипажей. Они покрывают 1200 км дорог. В экипаже работает, насколько мне известно, по два человека.  У них есть две смены в день по 12 часов, потом два выходных, после заступают на две ночные смены. На покрытие определенного участка дороги выезжает по одному-два автомобиля", -  сказал он. При этом не смог уточнить точное количество экипажей, выезжающих на смену, и не прояснил ситуацию с приборами для измерения скорости.   

 

За что дорожные полицейские могут остановить: их права и обязанности

У дорожной полиции до сих пор нет никакой документальной базы. Подразделение будет пока работать согласно закону "О Национальной полиции". Этот документ даже не выделяет дорожную полицию как отдельное структурное подразделение, а к ней относиться лишь несколько статей, – 35, частично 23 и 34. 

Так, в  статье 23 определяются некоторые права новых дорожных полицейских: регулируют дорожное движение и осуществляют контроль над соблюдением ПДД, его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети; осуществляют сопровождение ТС в случаях, определенных законом; выдают в соответствии с законом разрешения на движение отдельных категорий ТС; в случаях, определенных законом, выдают и согласовывают разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения.

Дальше, в статье 35 перечисляются причины, по которым полицейский имеет право остановить транспортное средство:

  • водитель нарушил ПДД;
  • есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности ТС;
  • есть информация, что свидетельствует о причастности водителя, пассажиров или груза ТС к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  • ТС находится в розыске;
  • необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  • необходимо привлечь водителя ТС к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  • уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  • способ закрепления груза на ТС создает опасность для других участников дорожного движения;
  • нарушение порядка определения и использования на ТС спецсигналов.

 

В статье 34 речь идет о поверхностной проверке лиц или же транспортных средств. Согласно пункту четвертому полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или ТС: если существует достаточно оснований считать, что в ТС находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом; если существует достаточно оснований считать, что в ТС находится предмет, оборот которого запрещен или ограничен, или который представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц; если существует достаточно оснований считать, что вещь или ТС является орудием совершения правонарушения и/или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку. Далее законом определяется, что полицейский имеет право проводить визуальную проверку ТС, имеет право попросить открыть багажник и двери в салон. При этом лицо должно само показать полицейскому содержание личных вещей или ТС. На этом права и обязанности дорожных полицейских, прописанные в законе "О Нацполиции", заканчиваются. 


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [22] всего оценили 4

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

А вы уже вакцинировались от коронавируса?
  Покупка Продажа
USD 26.5000 26.9000
EUR 31.4000 32.0000
RUR 0.3500 0.3800
BTC 43,160.7227 47,703.9531
Яндекс.Метрика