Как государство проиграло от национализации нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападТранс"
26.05.2021 09:26

Как государство проиграло от национализации нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападТранс"

Нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", который четыре года простаивал и был в итоге запущен частными инвесторами в 2016 году, генерировал в госбюджет Украины сотни миллионов гривен налогов. Сейчас труба снова не работает, а государство несет убытки.

В феврале этого года украинские власти незаконно, путем решения СНБО, отобрали у частных инвесторов участок нефтепродуктопровода "Самара – Западное направление", который до этого несколько лет играл ключевую роль в обеспечении Украины импортным дизельным топливом. Решение было принято якобы для борьбы с врагами Украины, хотя от этого решения пострадала в первую очередь сама Украина. "ПрикарпатЗападТранс", который управлял нефтепродуктопроводом, поставлял в Украину качественный и дешевый дизель, уплачивая сотни миллионов гривен налогов в бюджет страны. Сейчас труба простаивает, рискуя превратиться в металлолом, а на рынке дизтоплива возник кризис, который власти пытаются погасить с помощью советских методов. Такова цена популистских и недальновидных решений президента Зеленского и его чиновников.

Как нефтепродуктопровод изменил топливный рынок Украины

"ПрикарпатЗападТранс - это транспортная компания, владеющая частью международного нефтепродуктопровода. Она может принимать на транспортировку дизельное топливо, произведенное на нефтеперерабатывающих заводах России и Белоруссии, транспортировать по территории Украины и отдавать заказчикам в Украине либо в Венгрии.Нефтепродуктопровод может работать только как часть большей, построенной во времена СССР глобальной нефтепродуктопроводной системы и транспортировать исключительно топливо из РФ либо Белоруссии. Так он и работал до 2014 года.

В 2014 г. работа предприятия была остановлена. Судебные тяжбы и аресты имущества сделали невозможным доставку нефтепродуктов заказчикам. Около 600 сотрудников утратили возможность кормить свои семьи, накапливались долги по заработной плате, начались увольнения. Криминальные врезки в нефтепродуктопровод по всей территории Украины и воровство из него дизельного топлива достигли невиданных масштабов.

В конце 2014 года неподалеку от с. Смыга Ровенской области две группы вооруженных автоматами людей пытались захватить объекты предприятия, чтобы выкачать из нефтепродуктопровода и резервуаров тысячи тонн дизельного топлива и продать. "ПрикарпатЗападТранс" смог уберечь принадлежащее его клиентам топливо и свои нефтебазы. Но сложный технологический комплекс нефтепродуктопроводного транспорта не обслуживался и простаивал. Ситуация зашла в тупик.

Возобновление работы "ПрикарпатЗападТранса" произошло благодаря приходу иностранных инвесторов. В конце 2015 года предприятие у российского ЗАО "Транснефтепродукт" выкупила швейцарская International Trading Partners (ITP) Анатолия Шефера.

Швейцарский акционер обеспечил выплату задолженности по заработной плате, охрану объектов, сохранность находящегося в нефтепродуктопроводе топлива. Но самое главное, "ПрикарпатЗападТранс" в июне 2016 г. смог возобновить транспортировку дизельного топлива по заказу клиентов. International Trading Partners, трейдер Proton Energy Group Нисана Моисеева и другие европейские компании вложили в восстановление работы украинского нефтепродуктопроводного проекта более 550 млн долларов.

Постепенно объемы транспортировки росли (общий объем прокачки достиг 2,6 млн тонн в год, и это не предел). Росли и налоговые поступления в бюджеты. Создавались новые рабочие места. Сотни сотрудников в разных регионах страны получили хорошо оплачиваемую работу. Еще сотни новых рабочих мест были созданы на смежных предприятиях.

"ПрикарпатЗападТранс" проводил капитальные ремонты и модернизацию резервуарных парков, мощностей по наливу продукта, вкладывал средства в техническое перевооружение своих подразделений. Была произведена полная диагностика нефтепродуктопровода, построены новейшие системы контроля количества и качества нефтепродуктов. Инвестиции в предприятие со стороны акционера постоянно росли.

А вот цены на дизельное топливо, поставляемое в Украину, стали падать. Снижение цен происходило из-за того, что поставка нефтепродуктов по нефтепродуктопроводу в разы дешевле затрат на транспортировку по морю и по железной дороге. Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющей цены для покупателя) снизилась с 80-60 долл./т в период простоя "ПрикарпатЗападТранса" до 20 долл./т, когда предприятие снова заработало. Это неминуемо привело к снижению цены для потребителей по всей стране.

В конце 2016 г. возобновилась транспортировка нефтепродуктов через территорию Украины в Европу. Трейдер Proton Energy Group S.A. Нисана Моисеева подписал контракт на поставки топлива с венгерским концерном MOL.

Транзитная нефтепродуктопроводная транспортировка – это важнейшая экономическая составляющая стратегии страны как транзитного государства. Более миллиона тонн дизеля было прокачано в Венгрию для европейских получателей.

Нефтепродуктопровод в немалой степени способствует "выбеливанию" украинского топливного рынка и росту поступлений акциза в госбюджет.

Как известно, концерн MOL выставил жесткие условия по поводу контроля за содержимым трубы, в том числе к украинским государственным органам. При импорте и транзите топлива контроль ведется на каждом этапе поставки. В том числе, сверяется с данными венгерской стороны. Контролирует процесс международный сюрвейер Inspectorate, который собирает всю информацию и сопоставляет ее с данными, которые он получает от всех операторов нефтепродуктопровода и таможенных органов разных стран, по которым проходит транзит. Таким образом, в Украину поступает достаточно "белого" дизтоплива, чтобы покрыть потребности потребления, а значит, доля контрабанды стремительно сокращается.

Увеличение поступлений акцизного налога с топлива отмечали даже в Минфине. Сегодня удельный вес акцизов от топлива составляет 48% от всех акцизных сборов. Налоговые платежи импортеров, закупающих "трубный" дизель на границе у Proton Energy Group, сегодня составляют около 3% от общих доходов госбюджета.

Доля поступлений от импорта ДТ в доходах бюджета Украины

 

2016 год

2017 год

2018 год

Всего

4,43%

4,46%

6,02%

Из них импорт через трубу

0,76%

1,49%

2,56%

Опрошенные нами аналитики и участники рынка говорят, что в последние годы объемы контрабанды на топливном рынке уменьшались. Это произошло во многом за счет поставок "по трубе", отмечают эксперты.

"Помимо появления дополнительного источника поставок и реанимации транзита еще одним результатом развития “нефтепродуктопроводного” проекта стало создание мощного хаба с прозрачной системой таможенного оформления продукта. Это значительно снизило спрос по таким проблемным направлениям как “морское”, где отмечено резкое снижение объемов контрабанды", - пишет издание oilnews.

В марте 2019 года у "ПрикарпатЗападТранса" появился новый совладелец и стратегический партнер из Белорусии Николай Воробей, приход которого позволил диверсифицировать источники отгрузки дизельного топлива в нефтепродуктопровод. После более чем 25-летнего перерыва дизель производства Мозырьского НПЗ стал также поступать в Украину по трубе с наименьшими транспортными затратами.

К средине 2019 года на объектах "ПрикарпатЗападТранса" была сформирована близкая к оптимальной транспортно-логистическая инфраструктура для потребителей дизельного топлива, влияющая на ценообразование этого вида нефтепродукта по всей стране. В сторону понижения.

Труба стоит – цены на топливо растут

Офис президента Зеленского давно положил глаз на нефтепродуктопровод. Летом 2019 года была введена пошлина на дизельное топливо, произведенное в РФ и транспортируемое по трубе. Такая избирательность, конечно же, свидетельствовала об атаке на конкретное предприятие, а не на весь импорт из России, без которого Украина попросту не проживет.

Работа "ПрикарпатЗападТранса" была сильно осложнена, однако не остановлена. Предприятие выживало за счет транзитной транспортировки в Европу.

За этим решением могли стоять владельцы мощностей по морской и железнодорожной перевалке и связанные с ними трейдеры, которые проигрывали "ПрикарпатЗападТрансу" в цене.

Но этого оказалось мало. В феврале 2021 года президент Владимир Зеленский после решения СНБО отобрал нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранса" у частных инвесторов. Высший антикоррупционный суд вынес постановление об аресте и передаче в управление АРМА всего имущества и инфраструктуры стратегического нефтепродуктопровода, которое затем передало трубу "Укртранснафте".

На рынке отмечают, что за этим решением может стоять олигарх Игорь Коломойский, который имеет НПЗ, занимается морской перевалкой, активно ведет совместный бизнес с государственным "Нафтогазом", и ранее контролировал "Укртранснафту" через своего топ-менеджера Александра Лазорко. Недавно в НАКе сменился глава - им стал лояльный к Коломойскому Юрий Витренко.

Елена Поканевич, специалист по конкурентному праву и M&A проекта "Лига антитраста", в колонке для "Цензор.Нет" отметила, что именно такое совместное владение активами "Нафтогазом" и Коломойским может способствовать тому, что последний получит доступ и к трубе "ПрикарпатЗападТранса".

При этом "Укртранснафта" ожидает, что управление этой трубой будет приносить в государственную казну от 1,1 до 2,5 млн грн ежемесячно. Это на фоне того, что в 2016-2018 гг. компания заплатила в госбюджет 358,3 млн грн. Сегодня производственный комплекс, генерировавший поток поступлений в государственную казну, простаивает, и государство не получает от трубы ничего, кроме убытков.

И далеко не факт, что в будущем труба будет приносить "Укртранснафте" доход.

"Укртранснафта" планирует провести переговоры с собственниками дизельного топлива в Беларуси и России, которым будет оказывать услуги по транспортировке. "Без наличия договорных отношений с собственниками ресурса возобновление работы переданного в управление нефтепродуктопровода будет невозможным", - сообщила госкомпания.

А с поиском заказчиков, которым можно оказать услуги прокачки, могут быть большие проблемы. Основатель EXPRO Consulting Геннадий Кобаль в одном из комментариев ранее отметил, что нефтепродуктопровод эффективен и имеет ценность только в том случае, если по нему будет прокачиваться топливо. Ранее по трубе шло топливо из России, теперь же, по мнению эксперта, россияне могут и не дать ресурс. "Значит, придется искать альтернативные источники дизельного топлива. Как вариант – дизтопливо из Белоруссии, поскольку труба проходит рядом с Мозырским НПЗ в Беларуси", - отметил он.

Однако скандал с лайнером Ryanair и запрет Украины на полеты в Белоруссию может вбить клин в экономические отношения Киева и Минска. Лукашенко может просто запретить транзит дизеля в Украину в качестве ответного шага. 

Сомневается в перспективах работы нефтепродуктопровода под управлением "Укртранснафты" и Геннадий Рябцев, директор специальных проектов научно-технического центра "Психея".

"С кем будет подписывать "Укртранснафта" соглашение? С россиянами? У меня очень большие сомнения в том, что удастся это все решить. Этот нефтепродуктопровод – больная точка, очень сложный узел правовых и политический проблем, поэтому я не знаю, каким образом "Укртранснафта" собирается эксплуатировать этот участок трубы", - сказал он в одном из комментариев для СМИ.

Кроме того, решения о конфискации нефтепродуктопровода будут оспорены в судах, а к Украине могут быть предъявлены иски в связи с нарушением обязательство по поставкам дизельного топлива в ЕС.

Поэтому в результате попытка Владимира Зеленского отобрать актив у может обернуться тем, что нефтепродуктопровод вообще не будет больше работать. Но, похоже, украинские власти не очень этим обеспокоены. Глава комитета Рады по энергетике Андрей Герус на одном из непубличных мероприятий заявил журналистам, что не против, если нефтепродуктопровод превратится в металлолом, лишь бы не достался его бывшим владельцам. Что ж, банды с нетерпением ожидают момента, когда в сговоре с силовыми структурами смогут снова воровать дизель из трубы. Как в старые "добрые времена".

А пока труба стоит, цены на топливо в стране растут, и правительство уже пытается ручным способом регулировать розничный рынок. Как в советские времена.


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [46] всего оценили 10

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Планируете ли вы отпуск этим летом?
  Покупка Продажа
USD 28.2000 28.6000
EUR 34.4500 35.1000
RUR 0.3600 0.4000
BTC 30,298.7930 33,488.1406
Яндекс.Метрика