Сметана: Санкции не могут применяться к украинским предприятиям и гражданам Украины без решения суда
14.04.2021 16:41

Сметана: Санкции не могут применяться к украинским предприятиям и гражданам Украины без решения суда

Василий Сметана

адвокат, кандидат юридических наук

 

В августе 2014 года Верховная Рада приняла небольшой по объему закон. Но под прикрытием этого документа и без решения суда, любое лицо может быть ограничено в правах или даже лишено их. Речь идет о законе "О санкциях" и его правоприменении.

Напомним, что закон "О санкциях" принимался в срочном, постреволюционном порядке. Он был внесен на рассмотрение Верховной Рады Кабинетом министров 8 августра 2014 года, а уже 14 августа принят во втором чтении и в целом.

Замечания Главного юридического управления и Главного научно-экспертного управления ВР народными депутатами были проигнорированы, а политическая целесообразность одержала верх над верховенством права. Теперь ученые и практики описывают как несоответствиеэтого закона Конституции, так и многочисленные пробелы, противоречия и несогласованности, которые он содержит.

Впрочем, кроме низкого качества закона "О санкциях", еще большей проблемой стали волюнтаристские попытки "натянуть" его на украинские предприятия и граждан. То есть субъекты, к которым в соответствии с законом "О санкциях" могут быть применены персональные специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции).

Сразу заметим, что под украинским предприятием в этой статье будем иметь в виду зарегистрированное в Украине юридическое лицо, которое не находится под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства.

Необходимость освещения именно этого аспекта обусловило применение указом президента от 2 февраля 2021 года №43 / 2021 персональных санкций к украинским телеканалам "112 Украина", NewsOne, ZIK и их бенефициарного владельца - гражданина Украины и народного депутата Тараса Козака. Это событие вызвало большой резонанс как в Украине, так и за ее пределами.

Кроме этого, оказалось, что 2 февраля 2021 года стало днем ​​открытия президентом Владимиром Зеленским некоего своего "ящика Пандоры". Поскольку после этого и в день написания этой статьи он использовал свои полномочия с целью применения персональных санкций к украинским предприятиям и гражданам Украины без суда еще 5 раз.

Так предусматривает ли закон "О санкциях" возможность применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) к украинским предприятиям и гражданам Украины и при каких условиях это допускается?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к ч.2 ст.1 закона "О санкциях", которая определяет исчерпывающий круг субъектов, в отношении которых со стороны Украины могут применяться санкции.

Так, согласно указанной норме "санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность".

То есть в соответствии с ч. 2 ст. 1 закона "О санкциях", за исключением иностранных субъектов (и при наличии соответствующих оснований) санкции могут применяться со стороны Украины только по отношению к субъектам, которые осуществляют террористическую деятельность. Только последние приведены в законе безотносительно к их иностранной или украинской принадлежности.

Полноту указанного перечня субъектов дополнительно подтверждает ч.3 ст.5 закона "О санкциях", которая определяет процедуру применения персональных санкций.

За исключением падежа этот круг субъектов приведен абсолютно идентично, поэтому применение персональных санкций к другим субъектам запрещается как в силу ч. 2 ст. 1 закона "О санкциях", которая определяет круг субъектов, в отношении которых со стороны Украины могут применяться санкции, так и в соответствии с ч. 3 ст. 5 закона "О санкциях", которая определяет процедуру применения персональных санкций.

Теперь самое важное: каким образом то или иное лицо в Украине может быть признано субъектом, который осуществляет террористическую деятельность.

Не будем останавливаться на соответствующих статьях Уголовного кодекса, поскольку в таком случае вина определенного лица в конкретном уголовном правонарушении (террористический акт и т.п.) устанавливается приговором суда. Эта процедура понятна, известна широкой публике и не вызывает вопросов.

Но есть и другая.

6 декабря 2019 года президент подписал Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Указанным законом, помимо прочего, были изложены в новой редакции п.7 ч.2 ст.25 закона "О Службе безопасности Украины", статья 11-1 закона "О борьбе с терроризмом" и статья 284 Кодекса административного судопроизводства.

Именно после этих законодательных изменений в Украине появилась нормативно предусмотренная процедура включения физических лиц, юридических лиц и организаций в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

Так, на основании п. 7 ч. 2 ст. 25 закона "О Службе безопасности Украины" полномочия СБУ, ее органов и сотрудников были дополнены правом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности инициировать в судебном порядке по закону вопрос о включении (исключении) физических или юридических лиц и организаций в (из) перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

В свою очередь в соответствии с ч. 6 ст. 11-1 закона "О борьбе с терроризмом" включение физических лиц, юридических лиц и организации в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, и исключения физических лиц, юридических лиц и организации из такого перечня осуществляются по решением суда.

То есть признание государством определенного лица таким, что связано с осуществлением террористической деятельности осуществляется по решению суда путем внесения такого лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

Производство по таким делам осуществляется на основании иска председателя СБУ или его заместителя, а решение по существу может быть обжаловано в апелляционном порядке (чч.1, 9 ст. 284 КАС).

В силу ч. 2 ст. 284 КАС такое исковое заявление должно содержать основания обращения с иском и обстоятельства, подтверждаемые доказательствами. То есть такая инициатива СБУ, для ее удовлетворения судом, должна быть документально обоснованной, в том числе с подтверждением необходимых обстоятельств надлежащими, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами.

Таким образом, санкции в отношении украинских предприятий или граждан Украины могут быть применены исключительно как к субъектам, которые осуществляют террористическую деятельность. Осуществление определенным субъектом террористической деятельности может быть установлено только судом, либо путем вынесения приговора по уголовному делу в порядке, определенном УПК, или по решению суда принятым в порядке, предусмотренном ст.284 КАС на основании иска председателя СБУ или его заместителя.

Применение санкций даже после осуждения лица за террористическую деятельность приговором суда может обусловливаться их более широким перечнем, чем санкция соответствующей статьи УК, и вместе с другими обстоятельствами, которые побуждают государство к применению дополнительных мер защиты.

С другой стороны закон "О борьбе с терроризмом" имеет более широкий перечень действий, подпадающих под террористическую деятельность, чем УК. Учитывая это, включение по решению суда определенного лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности в порядке, предусмотренном ст.284 КАС, может быть необходимым и целесообразным. Ведь деятельность такого лица может быть террористической в ​​понимании закона "О борьбе с терроризмом", однако не подпадать под состав уголовных преступлений, предусмотренных УК.

Таким образом, применению санкций к украинскому предприятию или гражданину Украины обязательно должен предшествовать или приговор суда, которым соответствующее лицо осуждено за уголовное преступление, подпадающее под террористическую деятельность, или решение суда о включении соответствующего лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

Замечу, что мной, как адвокатом, осуществляется представительство телеканалов "112 Украина", NewsOne, ZIK и их бенефициарного владельца - Тараса Козака по делам о признании противоправным и отмене указа президента №43 / 2021.

Исковые требования по этим делам обосновываются многочисленными нарушениями, в том числе и тем, что эти украинские предприятия и гражданин Украины не являются субъектами, в отношении которых могут применяться санкции.

И действительно, применению санкций к телеканалам и их бенефициарному собственнику, то есть к украинским предприятиям и гражданина Украине, не предшествовал ни соответствующий приговор по уголовному делу, ни решения суда, о включении соответствующего лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

На основании данных Единого государственного реестра судебных решений можно с уверенностью предположить, что при издании следующих 5 указов, которыми по отношению к украинским предприятиям и гражданам Украины были применены санкции, это требование закона также не было выполнено.

Именно поэтому в начале указывалось на волюнтаристские попытки сегодняшней власти "натянуть" закон "О санкциях" на украинские предприятия и граждан Украины. И это действительно колоссальная ошибка, которая подрывает как доверие к самой власти, так и сам институт специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) как исключительный механизм защиты интересов государства и общества от внешних угроз.

Закон "О санкциях" требует полномасштабного совершенствования, механизм их применения должен быть четко прописан и согласовываться с действующим законодательством (чего пока нет). Этот механизм должен исключить необоснованное, произвольное и чрезмерное вмешательство в права и свободы, которые гарантированы каждому Конституцией, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и тому подобное. А к такому законодательному совершенствованию злоупотребления со стороны власти законом "О санкциях" должны быть прекращены.

Источник: zib.com.ua

Теги материала: Украина, санкции, закон

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [5] всего оценили 5

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Пойдете ли вы в церковь на Пасху?
  Покупка Продажа
USD 28.2000 28.6000
EUR 34.4500 35.1000
RUR 0.3600 0.4000
BTC 30,298.7930 33,488.1406
Яндекс.Метрика