Медведчук: Киеву стоит использовать опыт Армении по выстраиванию многовекторности в отношениях с ЕС
19.03.2019 12:57

Медведчук: Киеву стоит использовать опыт Армении по выстраиванию многовекторности в отношениях с ЕС

27 июня 2014 года Украина подписала экономическую часть Соглашения об ассоциации, предусматривающую создание "углубленной и всеохватывающей" зоны свободной торговли c ЕС. С 1 января 2016 года (после прекращения действия режима автономных торговых преференций Евросоюза для Украины) ЗСТ с ЕС вступила в полную силу. Об этом напомнил председатель Политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук.

По его словам, в Киеве, и в Брюсселе чиновники и политики с высоких трибун обещали, что с этого момента начнется новая эпоха для украинских товаропроизводителей. Но ни экспансии на европейские рынки, ни стремительного роста экспорта, ни подъема украинской экономики, ни новых рабочих мест и европейских зарплат не случилось. Обещанный еврореформаторами прорыв на рынки ЕС обернулся для Украины закрытием десятков тысяч предприятий, крахом промпроизводства - тотальной деиндустриализацией страны.

"Последствия геополитической аферы евроинтеграторов - создания "углубленной и всеохватывающей" зоны свободной торговли с ЕС (учитывая то, какой дискриминационной, с массой ограничений стала она для Украины, более циничное название трудно было бы придумать) - оказались именно такими, как и предупреждал "Украинский выбор" еще в 2012-2013 годах. Выбрав европейский вектор экономической интеграции, еврореформаторская власть проигнорировала условия соглашения СНГ о зоне свободной торговли, а также ряд других торговых соглашений с РФ и СНГ. Как показало время, так называемый цивилизационный выбор, следствием которого стала дезинтеграция торгово-экономических отношений Украины с Россией и странами СНГ, противоречит национальным экономическим интересам, интересам многомиллионного украинского народа", - заявил Медведчук.

Он также отметил, что именно разрыв торгово-экономических отношений с Россией и СНГ в целом спровоцировал глубокий финансово-экономический и, как следствие, социальный кризис в стране. Об экономических последствиях провальной евроинтеграционной политики свидетельствуют данные Госстата и ГФС Украины, согласно которым объем экспорта товаров по итогам 2018 года по сравнению с доевромайданным 2013-м сократился на 25,3% - с 63,3 млрд долларов в 2013-м до 47,3 млрд в 2018-м.

"Если говорить об объеме экспорта товаров Украины в Российскую Федерацию, где находятся основные для нашей страны рынки сбыта, то он уменьшился более чем в 4 раза, или на 11,4 млрд долларов - с 15,0 млрд в 2013 году до 3,6 млрд в 2018-м", - объяснил нардеп.

Кроме того он сообщил, что потери на рынках СНГ оказались существеннее. Объем экспорта украинских товаров на рынки стран Содружества по итогам прошлого года сократился более чем в 3 раза, или на 14,7 млрд долларов - с 21,7 млрд в 2013 году до 7,0 млрд в 2018-м. По его мнению, из-за потери рынка стран СНГ экономика Украины в год потеряла порядка 15 млрд долларов. Это практически столько же, столько Украина взяла в долг у международных ростовщиков за последние пять лет.

"После разрыва кооперационных связей с РФ в Украине стремительно обрушилось промышленное производство. Без России объем реализованной промышленной продукции за указанный период в долларовом эквиваленте уменьшился на 45%, объем прямых иностранных инвестиций в экономике страны сократился на 40%. Кризис в финансово-банковской системе привел к тому, что госдолг в национальной валюте вырос на 272%. За 4 года ВВП страны сократился на 38,8%", - добавил Медведчук.

Также он подсчитал, что вследствие потери евразийских рынков сбыта доля инновационной продукции в промышленности сократилась до… 0,7%. Товарная структура экспорта носит сырьевой характер: сельское хозяйство (доля - 39,4%), недрагоценные металлы (24,6%), минеральные продукты (9,2%). По его мнению очевидно, что Украина превратилась в аграрно-сырьевой придаток Запада.

"Иначе быть и не могло. На оговоренную в Соглашении имплементацию европейских технических регламентов и стандартов Украина должна была потратить 165 млрд евро. Очевидно, что, исходя из бюджетных возможностей, эта сумма изначально была неподъемной как для украинских товаропроизводителей, так и для страны в целом. Стоит ли удивляться, что по итогам пяти лет еврореформ в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина опустилась с 76-го места в 2013 году на 83-е место в 2018-м", - резюмировал он.

Медведчук считает, что рассказы евроинтеграторов об экспансии украинских товаров на рынки ЕС оказались очередной ложью "такой же циничной, как и сказки о европейских зарплатах и пенсиях". Хотя в 2018 году экспорт товаров из Украины в страны Евросоюза и достиг рекордной отметки в 20,1 млрд долларов (+ 4 млрд к 2013 году), однако обусловлено это скорее ростом индекса цен продукции сельского хозяйства, которая регламентируется 36 мизерными квотами на беспошлинный экспорт в ЕС. К тому же ассиметричные условия в рамках ЗСТ сохраняют негативную динамику отрицательного сальдо торгового баланса между Украиной и Евросоюзом: -4,0 млрд долларов (2014 год), -2,3 млрд (2015-й), -3,6 млрд (2016-й), -4,5 млрд (2017-й), -4,2 млрд (2018-й). Как видим, рост экспорта в ЕС не компенсировал потери 15 млрд долларов в 2018 году на рынках СНГ. Для Украины курс на ЗСТ с ЕС на фоне дезинтеграции с РФ оказался провальным.

Он заявил, что после пяти лет экспериментов еврореформаторов над экономикой и гражданами страны стало очевидно: Украина нуждается в смене вектора экономической интеграции и переходе к политике многовекторности.

"Сделать это более чем реально. И это не голословное заявление. Мы можем воспользоваться успешным опытом Армении, которая сумела найти необходимый баланс в торговле с ЕС, являясь при этом со 2 января 2015 года членом Евразийского экономического союза", - объяснил он.

Так по его словам, отношения между Европейским Союзом и Арменией строятся на основании Всеобъемлющего и расширенного партнерского соглашения между ЕС и Арменией. С 1 января 2014 года Армения пользуется преимуществами Всеобщей системы преференций (GSP). Эта схема предоставляет Армении дополнительные преференции по тарифам на экспорт в ЕС и основывается на жестких критериях. При этом членство Армении в Евразийском экономическом союзе не мешает действию Соглашения об ассоциированном членстве с ЕС - Ереван пользуется всеми преференциями ЕАЭС, оставаясь в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

"Украина может воспользоваться опытом Армении. Сотрудничество с Евразийским экономическим союзом для нашей страны не просто выгодно, а жизненно необходимо. Но для развития такого сотрудничества следует изменить условия свободной торговли с ЕС на Всеобщую систему преференций (GSP), которая является системой односторонних торговых преференций и снижает или устраняет тарифы по ряду экспортных товаров из развивающихся стран на рынки ЕС. Эта система в ЕС применяется согласно Регламенту N978/2012 Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25 октября 2012 года. При таких условиях Украина сможет одновременно развивать торгово-экономическое сотрудничество и с ЕС, и с ЕАЭС", - рассказал Медведчук.

Он убежден, что в вопросе выбора вектора экономической интеграции необходимо руководствоваться в первую очередь национальными экономическими интересами, а не мнимыми евроинтеграционными перспективами. В этих условиях формирование новой внешнеэкономической стратегии государства должно основываться на политике многовекторности, импортозамещения и поддержки национального товаропроизводителя в рамках развития восточного вектора экономической интеграции.

"Во-первых, необходимо пересмотреть условия участия Украины в ВТО.

Во-вторых, отменить асимметричные (дискриминационные) условия зоны свободной торговли с Европейским союзом и перейти к Всеобщей системе преференций (GSP). Украина должна стать равноценным партнером Европейского Союза, а не сырьевым придатком, каковым является сейчас.

В-третьих, совершенно очевидно, что от бесконечных санкционных войн проигрывают все стороны, а потому необходима обоюдная отмена санкций и контрсанкций. Кроме того, жизненно важно восстановить разрушенные торгово-экономические отношения с Российской Федерацией, перейти к созданию зоны свободной торговли со странами СНГ и к углублению торгово-экономического сотрудничества в высокотехнологичных секторах промышленности (авиа-, ракето-, судо-, машино-, приборостроение и др.) в рамках ЕАЭС", - объяснил он.

Также Медведчук добавил, что в-четвертых, Киеву следует отказаться от дорогостоящих поставок природного газа и вернуться к прямым поставкам газа из РФ. Учитывая структуру отечественной промышленности и энергетики, Украине стратегически важно наладить долгосрочные партнерские отношения со своим соседом и по совместительству главным торгово-экономическим партнером. А в-пятых, важным этапом является создание трехстороннего газотранспортного консорциума с участием РФ как единственного поставщика, Украины как страны-транзитера и Евросоюза как конечного потребителя. Сохранение статуса страны-транзитера и загрузки в полном объеме газотранспортной системы не просто отвечает национальным экономическим интересам Украины - от этого зависит ее будущее.

"Имея столь выгодное географическое положение, наша страна может и должна стать мостом между ЕС и ЕАЭС в рамках единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, активно развивать трансевразийские коридоры, в том числе в проекте Экономический пояс Шелкового пути "Один пояс - один путь", - резюмировал депутат.

О выгодах для Украины он сказал, что восстановление разрушенных кооперационных связей в высокотехнологичных секторах промышленности со странами СНГ позволит увеличить объем экспорта украинских товаров на рынки СНГ на 20 млрд долларов. Более того, углубление торгово-экономических отношений со странами Евразийского экономического союза позволит дополнительно увеличить экспорт товаров Украины на 10 млрд долларов ежегодно. Многовекторность во внешнеэкономической деятельности и развитие торгово-экономических отношений со странами БРИКС, ШОС, АТЭС позволит реализовать новые проекты на миллиарды долларов. А это рост производства, налоговых поступлений, занятости, а значит, доходов украинцев и уровня жизни в стране.

"Убежден: только прагматичная интеграционная политика обеспечит высокий уровень конкурентоспособности в глобальной конкурентной борьбе. Это выведет Украину в среднесрочной перспективе в топ-20 ведущих экономик мира (G20) и позволит обеспечить достойный уровень жизни гражданам страны, повысить их доходы", - подытожил Медведчук.

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [33] всего оценили 15

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Кто должен определять, какой телеканал закрывать?
  Покупка Продажа
USD 25.9000 26.2500
EUR 29.1000 29.8500
RUR 0.3780 0.4180
BTC 10,426.1729 11,523.6641
Яндекс.Метрика