Эксперты: Национализированный Зеленским нефтепродуктопровод наносит государству убытки
26.05.2021 12:00

Эксперты: Национализированный Зеленским нефтепродуктопровод наносит государству убытки

Нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", который четыре года простаивал и был в итоге запущен частными инвесторами в 2016 году, генерировал в госбюджет Украины сотни миллионов гривен налогов. Сейчас труба снова не работает, а государство несет убытки.

Национализированный указом президента Владимира Зеленского нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", еще недавно генерировавший поток поступлений в государственную казну, простаивает, и государство не получает от трубы ничего, кроме убытков. Это на фоне того, что в 2016-2018 гг. компания заплатила в госбюджет 358,3 млн грн. И далеко не факт, что в будущем труба будет приносить государству доход. Об этом говорится в статье "Как государство проиграло от национализации нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападТранс".

В феврале этого года украинские власти незаконно, путем решения СНБО, отобрали у частных инвесторов участок нефтепродуктопровода "Самара - Западное направление", который до этого несколько лет играл ключевую роль в обеспечении Украины импортным дизельным топливом.

Возобновление работы "ПрикарпатЗападТранса" произошло благодаря приходу иностранных инвесторов. В конце 2015 года предприятие у российского ЗАО "Транснефтепродукт" выкупила швейцарская International Trading Partners (ITP) Анатолия Шефера. "ПрикарпатЗападТранс" в июне 2016 г. смог возобновить транспортировку дизельного топлива по заказу клиентов. International Trading Partners, трейдер Proton Energy Group Нисана Моисеева и другие европейские компании вложили в восстановление работы проекта более 550 млн долларов.

"С запуском нефтепродуктопровода цены на дизельное топливо, поставляемое в Украину, стали падать. Снижение цен происходило из-за того, что поставка нефтепродуктов по нефтепродуктопроводу в разы дешевле затрат на транспортировку по морю и по железной дороге. Премия к ценовым котировкам на дизель (одна из составляющей цены для покупателя) снизилась с 80-60 долл./т в период простоя "ПрикарпатЗападТранса" до 20 долл./т, когда предприятие снова заработало. Это неминуемо привело к снижению цены для потребителей по всей стране", - говорится в материале.

Нефтепродуктопровод в немалой степени способствовал "выбеливанию" украинского топливного рынка и росту поступлений акциза в госбюджет. В Украину поступало достаточно "белого" дизтоплива, чтобы покрыть потребности потребления, а значит, доля контрабанды стремительно сокращается.

В феврале 2021 года президент Владимир Зеленский после решения СНБО отобрал нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападТранса" у частных инвесторов.

При этом новый управляющий трубой, "Укртранснафта", ожидает, что управление активом будет приносить в государственную казну от 1,1 до 2,5 млн грн ежемесячно. Это на фоне того, что в 2016-2018 гг. компания заплатила в госбюджет 358,3 млн грн. Сегодня производственный комплекс, генерировавший поток поступлений в государственную казну, простаивает, и государство не получает от трубы ничего, кроме убытков. И далеко не факт, что в будущем труба будет приносить "Укртранснафте" доход.

С поиском заказчиков, которым можно оказать услуги прокачки, могут быть большие проблемы. Основатель EXPRO Consulting Геннадий Кобаль в одном из комментариев ранее отметил, что нефтепродуктопровод эффективен и имеет ценность только в том случае, если по нему будет прокачиваться топливо. Ранее по трубе шло топливо из России, теперь же, по мнению эксперта, россияне могут и не дать ресурс. "Значит, придется искать альтернативные источники дизельного топлива. Как вариант - дизтопливо из Беларуси, поскольку труба проходит рядом с Мозырским НПЗ в Беларуси", - отметил он.

Сомневается в перспективах работы нефтепродуктопровода под управлением "Укртранснафты" и Геннадий Рябцев, директор специальных проектов научно-технического центра "Психея". "С кем будет подписывать "Укртранснафта" соглашение? С россиянами? У меня очень большие сомнения в том, что удастся это все решить. Этот трубопровод - больная точка, очень сложный узел правовых и политический проблем, поэтому я не знаю, каким образом "Укртранснафта" собирается эксплуатировать этот участок трубы", - сказал он в одном из комментариев для СМИ.

"А пока труба стоит, цены на топливо в стране растут, и правительство уже пытается ручным способом регулировать розничный рынок. Как в советские времена", - резюмирует автор.


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [12] всего оценили 3

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Планируете ли вы отпуск этим летом?
  Покупка Продажа
USD 28.2000 28.6000
EUR 34.4500 35.1000
RUR 0.3600 0.4000
BTC 30,298.7930 33,488.1406
Яндекс.Метрика