Леся Оробец: "Менее вредных сигарет" не существует
27.10.2010 13:49

Леся Оробец: "Менее вредных сигарет" не существует

MIGnews.com.ua

Борьба за здоровье объединяет политиков всех цветов и идеологий, ведь на кону - будущее нации. В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован проект закона, который предусматривает полный запрет рекламы табака. Одним из авторов этого документа является народный депутат, председатель подкомитета Верховной Рады Украины по вопросам базового образования, один из лидеров партии "Единый центр" Леся Оробец.

- Леся, вы принадлежите к числу авторов законопроекта, который предусматривает полный запрет рекламы табака. Чем Вам лично так "насолили" табачные корпорации?

- Лично мне? Думаю, не больше, чем кому-либо из близких мне людей. Большинство моих знакомых не курит вообще. Или планирует бросить в ближайшем будущем. И они, кстати, не одиноки. По данным статистики, около 68% украинских курильщиков планируют "завязать" с курением, а 70% граждан Украины поддерживают полный запрет табачной рекламы. Об этом, кстати, неплохо было бы задуматься не только экспертам.

- В чем же тогда интерес?

- Интерес в другом… Дело в том, что нам всем нужна "качественная страна" - то есть, немного другое качество жизни, охраны здоровья, образования, окружающей среды. Умные люди давно уж отказались от утопичной идеи выстроить для собственной отдельно взятой семьи заповедный островок, где все будет круто. Где можно будет спрятаться от нынешних проблем и вызовов. Допустим, оградить на короткое время можно.

А дальше что? Запах от сжигания мусора в черте города, реки-помойки, иглы от шприцов, алкогольная деградация ни в чем не повинных людей и отравленное никотином потомство? Нет, увольте.…

На самом деле, не хочу вновь и вновь нагружать информацией о вреде никотина. Даже Кабмин никак не решится выполнить прямую норму закона о размещении на пачках сигарет правдивых иллюстраций того, к чему приводит курение сигарет. Настолько они страшны.… Либо же правительство больше пугают изображения на пачках, чем сами последствия.

- Каков же выход?

- Выход в понимании того, что все мы - в одной лодке. Независимо от политической окраски, религиозных предпочтений или идеологических принципов. Ведь ситуация в Украине сегодня именно такая - либо выживаем вместе, либо никак. Украина без табачного дыма - один из важных элементов нового качества нашей жизни в будущем.

- Вас не смущает некоторая критика в адрес Ваших предложений?

- Ничуть. Было бы удивительно, если бы эта идея пришлась по нраву всем. Вы себе даже представить не можете, каким образом это цепляет интересы табачного бизнеса. Но тут есть, по крайней мере, два важных нюанса.

Во-первых. Речь идет не о простом бизнесе. Ведь табак - едва не единственный легальный продукт, способный убить потребителя в точном соответствии с рекомендациями производителя. Не случайно украинское законодательство содержит положение о приоритете политики в сфере здравоохранения над финансовыми, налоговыми и корпоративными интересами субъектов хозяйствования, в том числе, в сфере производства и реализации табачных изделий.

А во-вторых, в частичном запрете на рекламу табака просто нет смысла.

- Что Вы имеете в виду?

- Он не дает ощутимого результата. К сожалению, статистика такова, что за последние пять лет из 14-ти миллионов ежедневных курильщиков лишь два бросили курить благодаря предыдущим запретам на рекламу табака и значительному росту цен на табачные изделия. Еще 3 миллиона ушло из жизни, в том числе, благодаря табаку. В результате осталось 10. Почему не девять? А потому, что на смену прозревшим и умершим пришел миллион новых ежедневных курильщиков. Как видите, повода для радости маловато.

- В чем причина такого результата, по Вашему мнению?

- Причина даже не в порочности тактики постепенного повышения акцизов и частичного запрета рекламы. Она работает. Но эффективно ли? Вот в чем вопрос.

И здесь, в свою очередь, нужно учитывать несколько факторов. С одной стороны, в СМИ табачной рекламы действительно стало меньше. С другой - этот бизнес "на здоровье" довольно быстро адаптировался к ограничениям, перераспределив потоки рекламных бюджетов. Вместо сфер, где реклама была запрещена законом, деньги ушли туда, где реклама была все еще разрешена или "не запрещена". Такой себе пример действия закона сообщающихся сосудов.

Наиболее заметно прибавилось табачной рекламы в местах торговли и просто на улице. Зайдешь, к примеру, в супермаркет, а там, чуть ли не на каждом шагу, на уровне глаз гнездятся образы, повторяющие стилистикой известные табачные бренды. Они всюду: и на дисплеях банковских автоматов, и на стильных рисунках в кафе, и в Интернет, и на рекламных вкладышах к пачкам сигарет, которые запросто раздают на улице всем желающим. Просто аттракцион невиданной щедрости. А вы говорите, что табачный бизнес налогами задавлен.

Не случайно, согласно исследованиям этого года, рекламу сигарет в течение последнего месяца замечал 61% украинцев в возрасте от 15 до 24 лет. Вот вам и новый миллион активных курильщиков.

- Может, всему виною наша ментальность?

- Не думаю. Опыт большинства европейских стран нашу статистику только подтверждает. Наиболее убедителен опыт Норвегии, которая еще в 1975 году решилась на полный запрет рекламы табачных изделий. За это время количество ежедневных курильщиков в возрасте от 16 до 24 лет сократилось с 45 до 20%. Как говорится, со статистикой не поспоришь.

Ведь дело не только в нас или норвежцах. По мнению экспертов Всемирного банка, изучавших опыт антитабачных кампаний в 102 странах мира, полный запрет рекламы табака способен уменьшить курение на 6-7%, в то время как частичный запрет только приводит к перемещению рекламы в незапрещенные сегменты. В таких случаях курение уменьшается в пределах 1%.

К тому же, у нашей страны есть вполне определенные обязательства в этой связи перед Всемирной организацией охраны здоровья.

- Однако ни один документ ВООЗ не требует от нас полного запрета рекламы табака, в том числе и ст. 13 Рамочной конвенции ВООЗ, на которую Вы ссылаетесь как автор законопроекта.

- Никто и не утверждает, что речь идет о требовании. Традиционно каждая страна, которая ратифицирует тот или иной международный документ оставляет за собой право приноравливать его действие к требованиям собственного законодательства и Конституции.

Однако, во-первых, в тексте ст. 13 Рамочной конвенции ВООЗ по борьбе против табака все же есть довольно жесткая констатация того, что только полный запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства приведет к уменьшению потребления табачных изделий. А во-вторых, этого значительно больше требует здравый смысл, нежели все вместе взятые международные организации.

- Вместе с тем оппоненты полного запрета на рекламу жалуются, что Ваш проект может лишить потребителей права на информацию о товаре.

- Не стоит путать информацию и рекламу. Мера их объективности, как понимаете, различна. И потом, в нашем проекте, строго говоря, предусмотрена лазейка даже для рекламной коммуникации, но только между специалистами. В частности, проект не запрещает рекламу в специальных изданиях табачной отрасли и на специальных выставочных мероприятиях, которые проводятся исключительно для производителей и оптовых покупателей табачных изделий.

Крайне важно другое - изолировать от агрессивной рекламы школьников. Не секрет, что в подростковом возрасте доминирует образное мышление и желание говорить со взрослыми "на равных". Курение для них - атрибут взрослой жизни. Красивой, уверенной, жизнерадостной. Именно на этих психологических нюансах и спекулирует реклама табачников.

Кстати, в связи с частичными запретами на рекламу табачный бизнес активно увлекся красочными вкладышами, которые содержаться в пачках. Открыл пачку - а в ней предложение к участию в конкурсе с откровенно ценными призами. Их можно запросто выиграть, нужно только предоставить о себе кое-какую информацию: номер мобильного телефона, электронный или почтовый адрес. Вы представляете, какие базы личных данных собирают производители табачных изделий? Зачем им СМИ, если есть прямой электронный или мобильный выход на подростка?

- Однако есть разные сорта сигарет. Они неодинаковы по составу, а значит, и по воздействию на здоровье человека. Кому помешает такая информация?

- Речь идет о довольно распространенном мифе. О том, что есть более или менее ядовитые сигареты.

На самом деле, они вредны все. Это и есть важнейшая информация. По мнению экспертов ВООЗ, такая информация сродни ложной рекламе, создающей образ безобидности употребления так называемых "легких" сигарет. Не случайно, ВООЗ не рекомендует размещать такого рода информацию на их упаковках.

- А как Вы относитесь к перспективе того, что полный запрет на рекламу приведет к обострению конкуренции между производителями, отчего табачные изделия могут подешеветь.

- Еще одна "страшилка" от табачников. На самом деле, вопреки подобной логике в течение последних двух лет при каждом повышении акцизов на табачные изделия цены росли на величину, значительно превышавшую требования новых акцизных ставок.

Другими словами, в каждом таком случае табачные корпорации пользовались изменениями в регуляторной политике государства как поводом нажиться не только на здоровье, но и на благосостоянии курильщика.


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [60] всего оценили 6

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Боитесь ли вы коронавируса?
  Покупка Продажа
USD 24.6500 24.9500
EUR 27.2500 27.8000
RUR 0.3540 0.3910
BTC 8,754.4717 9,675.9951
Яндекс.Метрика