Виталий Шапран
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков
Хроника социальной катастрофы в Украине: ревизия 20 месяцев
27.10.2015 11:29

Эксклюзив  Хроника социальной катастрофы в Украине: ревизия 20 месяцев

Несмотря на выборы, политики уже и не обещают гражданам никаких радужных экономических перспектив. Обещанный рост ВВП в 2016 году в размере 2% после обвала 2014-2015 гг. звучит, как насмешка. Падение экономической активности в Украине ведет к обнищанию населения, но снижение реального размера зарплат и пенсий провоцирует сокращение потребления. Несмотря на радужные прогнозы властей, риск застрять в рецессии еще на несколько кварталов в Украине остается высоким.

Как прожить на 56 долл. США в месяц?

Официальная статистика скудна и не отражает всей картины, но она постоянна и в этом ее прелесть. Согласно официальным данным, размер средней зарплаты с января 2014 года по август 2015 года вырос на 24,56%. Учитывая официальный темп потребительской инфляции за 20 месяцев на уровне примерно 75%, и без детальных расчетов становится ясно, что уровень реальных доходов населения падает, и падает значительно. Однако анализ динамики средней номинальной и реальной (откорректированной на инфляцию) зарплаты дают некоторые представления и динамике катастрофы.

За последние 20 месяцев реальная средняя зарплата в Украине упала на 27,66% с 3167 до 2286 грн. Период тотального снижения длился с августа 2014 по май 2015. С мая по август 2015 года реальная средняя зарплата росла, однако происходило это из-за резкого снижения инфляции и даже сезонной дефляции в июле и августе, а также из-за фискальных новаций ГФС. Скорее всего, осенью и зимой падение реальной средней зарплаты в Украине продолжится. В среднем, за 20 месяцев мы стали примерно на 30% беднее. Те же, кто получал минимальную зарплату, вероятно перешли из категории бедных в категорию нищих. Реальный уровень минимальной зарплаты упал за 20 месяцев со 1216 грн до 706 грн.

 

Рискну предположить, что стране в сентябре-октябре 2015 года удалось избежать беспорядков на социальной почве только благодаря денежным запасам населения и зарплатам в конвертах. Видимо, средняя неофициальная часть, выплачиваемая в конвертах, росла быстрее официальной части, что делало вопрос налоговой реформы еще более актуальным.

В то же время недовольство провоцирует значительная девальвация. Традиционно в Украине в потребительской корзине всегда содержалась значительная доля потребления импорта. В пересчете на доллары США за 20 месяцев средняя зарплата упала на 53% (до 181 долл. США), а минимальная зарплата - на 62% (до 56 долл. США). Я не очень доверяю официальной статистике по инфляции, поэтому реальные темпы падения доходов бедной части населения находятся где-то между официальными темпами инфляции и девальвации. Т.е. ситуация хуже чем показана на графике 1, но лучше чем показано на графике 2.

Потребители без денег

Статистика по доходам бедной части населения сейчас особенно важна, она помогает понять риски углубления социальных катаклизмов. В стране достаточно много людей, ориентированных в своих доходах на минимальную зарплату: размер их оплаты труда соответствует 1-2 минимальным зарплатам и они по определению лишены конвертов и прочих доходов. Начнем с того, что в стране около 12 млн пенсионеров. Размер средней пенсии в Украине в 2015 году колебался от 1400 до 1700 грн, причем из 12 млн человек примерно 10 млн человек имели пенсию, приближенную к среднему показателю. Т.е. без учета безработных примерно 30% населения (считая от 42 млн человек) находились на социальном обеспечении и примерно 25% имели минимальное социальное обеспечение, близкое к минимальной зарплате.

К сожалению, Пенсионный фонд Украины не раскрывает динамику средних пенсий по месяцам, но по оценочным данным размер средней пенсии за последние 20 месяцев в Украине вырос всего лишь на 15%. При инфляции за этот период на уровне 75% это означает, что реальное денежное довольствие наших бабушек и дедушек уменьшилось минимум на 60%. С другой стороны, есть вопрос, а что же будет с экономикой, в которой у 25-30% населения доходы упали на 60%, а у остальной части населения оценочные темпы падения составляют от 25%? Логически ответ ясен: если у потребителей снижаются доходы, то не имея сбережений они будут тратить меньше. Между объемами потребления и ВВП есть прямая математическая зависимость, от которой никуда не уйти. Чтобы восстанавливать в стране экономический рост (обеспечивать прирост реального ВВП) властям необходимо поработать над повышением потребительского потенциала населения. Плюс 2% ВВП в 2016 году никак не помогут поднять среднюю зарплату в стране и пенсии хотя бы до уровня января 2014 года, хотя, конечно, выплаты беднейшим слоям могут быть произведены за счет перераспределения расходной части бюджета.

Монетаризм против Кейнсианства

В экономической теории существует как минимум две точи зрения на поведение государства в момент кризиса. Монетарная теория предписывает государству сокращать государственные расходы, часто за счет социальных выплат, стабилизировать уровень инфляции и по мере достижения макростабилизации в экономике должен возобновляться экономический рост. Кейнсианцы наоборот, призывают оживлять экономику государственными расходами. Выплаты из бюджета должны приводить к росту доходов населения и соответственно - потребления.

Разумеется, после подписания соглашения с МВФ (International MONETARY Fund), Украина вынуждена исполнять условия своего основного кредитора, поскольку он и является в мире основным институтом, исповедующим монетарную теорию. Результаты влияния этих замечательных рецептов на доходы нашего населения мы видим уже сейчас. Становятся понятны и перспективы таких рецептов: плюс 2-5% ВВП в год последователям монетарной теории и одновременно шибко жадным до государственных денег чиновникам не дадут возможность поднять реальный уровень соцвыплат на докризисный уровень в ближайшие 3-5 лет. И этого мифического роста еще кстати надо достигнуть.

Очень похоже на то, что экономический блок исполнительной власти привел страну в настоящий социальный тупик, обрекая треть населения находиться в ожидании роста реальных социальных выплат на протяжении длительного периода времени. Поскольку отказаться от поддержки МВФ правительство уже не в силах, то остается только один рецепт - реформа системы социального обеспечения, системы налогообложения доходов населения и экономические реформы, способные привлечь в страну значительные иностранные инвестиции. Однако с реформами у нас пока также не складывается, следовательно риски проявления социальных катаклизмов растут. Впрочем, осознание таких рисков МВФ, вероятно, сделает его позицию по некоторым проблемам украинской экономики менее принципиальной.

Теги материала: деньги, выплаты, МВФ, бедность

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [76] всего оценили 9

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Нужен ли Украине визовый режим с Россией?
  Покупка Продажа
USD 28.2000 28.6000
EUR 34.4500 35.1000
RUR 0.3600 0.4000
BTC 30,298.7930 33,488.1406
Яндекс.Метрика