Виталий Шапран
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков
Какой инфляции следует бояться населению
14.05.2015 13:47

Эксклюзив  Какой инфляции следует бояться населению

Виталий Шапран

Инфляционные итоги апреля для украинских властей выглядели удручающими. Темп инфляции за апрель составил 14%, в годовом выражении инфляция ускорилась до 60,9%. К ускорению инфляции в стране привело повышение стоимости коммунальных услуг, которое приобрело массовый характер и отразилось на затратах населения.

Коммунальная инфляция

Одна из причин, по которым были подняты тарифы для населения, - договоренности с внешними кредиторами, в частности - с МВФ. Идея фонда понятна - снизить давление на бюджет, за счет которого происходила компенсация стоимости газа. После девальвации и падения реальных доходов населения эффект от этой меры для бюджета не просчитывался. Могу лишь утверждать, что девальвация 2014-2015 года и падение реальных доходов населения приведут к тому, что субсидии будет получать большее число граждан, чем на то рассчитывали советники из МВФ и наши реформаторы. То есть эффект экономии от повышения тарифов для госбюджета будет меньший, чем ожидалось. Также весьма спорной является идея приведения стоимости газа именно к цене импорта из ЕС или РФ. Газ украинской добычи покрывал в 2014 году примерно 50% потребности бизнеса и населения, а в 2015 году промпроизводство падает, значит, будут падать и объемы потребляемого промышленностью газа. Очевидно, что все это не учитывалось в расчетах, которые проводили в 2014 году.

Коммунальная инфляция оказалась довольно коварной штукой, от которой населению будет очень тяжело спрятаться. Не секрет, что в 2014 году одним из основных факторов инфляции была девальвация гривны. Цены росли, подгоняемые ростом курса доллара. Но у такой инфляции было два бесспорных плюса:

1. Эффект от падения гривны сказывался на стоимости импортных товаров не сразу, а на протяжении 3-9 месяцев, отчего инфляция сама приобретала ползучий характер. Происходило это потому, что не все продавцы завезенного (и оплаченного) в Украину импорта стремились быстро менять ценники. Таким образом, потребители получили возможность приобретать некоторые товары по ценам, которые в пересчете на доллары США и евро иногда были меньше, чем цены производителей.

2. От девальвационной инфляции было удобно прятаться, например, переходя на потребление отечественных продуктов питания и товаров. Также определенный эффект был от перевода сбережений в иностранную валюту, этот шаг помогал смягчить эффект от девальвации и позитивно отражался на ожиданиях потребителей.

Обе черты девальвационной инфляции совсем нехарактерны для коммунальной инфляции, которая "во всей красе" проявляет свою жесткую природу и касается 90-95% электората. Похоже, что в 2015 году проблема "девальвационной инфляции" отойдет на задний план, и дело мы будем иметь именно с жестким проявлением "коммунальной инфляции". Дать какой-то рецепт, как от нее спрятаться, я не могу, поскольку такого рецепта просто нет.

Трусливая монетарная политика

Судя по тому, что в бюджете до конца 2015 года непредусмотрено существенного увеличения минимальной заработной платы и заработной платы бюджетников,  "коммунальная инфляция" просто приведет к некомфортной переориентации потребления у всего населения страны. Люди просто будет потреблять коммунальные услуги на большую суму, а все остальное – на меньшую. Это некомфортно не только потому, что на "остальное" - еду, одежду - может банально не хватать, Некомфортным данный процесс можно назвать, поскольку население рост цен на коммунальные услуги считает чем-то сродни повышению налогов. И поскольку почти все тарифы зависят от поставщиков-монополистов, то отчасти так и есть: коммунальные тарифы можно сравнивать с налогами.

Если учесть, что государство активно повышает налоговую нагрузку на население: налоги с пенсий, налоги с валютных операций, налоги с процентов на депозиты, - то для потребления остается все меньше и меньше средств. Последний факт является весьма прискорбным, поскольку рост объемов потребления - это основы для роста любой экономики. Чтобы переломить удручающую тенденцию, властям нужно будет вносить изменения в монетарную политику и уже монетарными методами стимулировать рост доходов населения, постепенно переходя от роста номинальных доходов к реальным доходам. При шестидесятипроцентной инфляции в годовом исчислении НБУ, хочешь не хочешь, придется наращивать монетарную базу хотя бы для того, чтобы обеспечить функционал по расчетам в гривнах. Если же НБУ будет удерживать монетарную базу, то это может привести к тому, что центр экономической активности переместится в коммунальную сферу, а остальные отрасли экономики, которые не обслуживают критическое потребление, почувствуют острое недомогание.

Во второй половине 2015 года НБУ, очевидно, придется смягчать монетарную политику и способствовать тому, чтобы население получало компенсацию от инфляционных потерь помимо субсидий, иначе социальная напряженность в обществе будет нарастать. "Трусливая" монетарная политика - это удел большинства банков развивающихся рынков и ничего нового или зазорного тут нет. Задача монетарной власти - обеспечить баланс между максимальной занятостью населения, темпами изменения его доходов и инфляцией. В 2014 году Нацбанк более-менее успешно справился с задачей сбалансирования занятости, инфляции и доходов населения, но при этом был вынужден принести в жертву гривну. Задачи, которые были выполнены НБУ в 2014 году, были легкими именно из-за преимуществ девальвационной инфляции - ее ползучести и возможности населения спрятаться от нее.

В 2015 году, учитывая коммунальную природу инфляции, сбалансировать занятость, доходы населения и инфляцию будет на порядок сложнее. Если сбивать коммунальную инфляцию удерживанием монетарной базы (сдерживать печатане денег), то кроме падения реальных доходов населения будет еще падать и занятость. Проще говоря, доля населения, которому не хватает доходов на проживание, будет сопровождаться ростом безработицы. А чрезмерное смягчение монетарной политики будет усиливать давление на валютный рынок и стимулировать инфляцию. Обойти две крайности в 2015 году НБУ будет очень сложно, поскольку ситуация 2015 года вводит ряд ограничений:

1. 2015 год - год падения экономики Украины большими темпами, чем это было в 2014 году.

2. Жесткая монетарная политика в этом году усилит падение экономики и осложнит сбор налогов, а значит - и исполнение бюджета.

Судя по меморандуму с МВФ и по тому, что в дело активно вмешался Минфин, НБУ выбрал именно вариант с более жесткой монетарной политикой, а давление на бюджет и на валютный рынок должно быть ослаблено реструктуризацией внешних долгов, чем сейчас и занимается Минфин. Однако в таком варианте не совсем понятно, за счет чего будут снижать уровень безработицы, и устоит ли Нацбанк перед искушением смягчить монетарную политику в угоду населению и бизнесу.

Самый ответственный момент наступит в конце июля - августе 2015 года, когда уже будут известны данные по промпроизводству в основных отраслях. Если падение реального сектора не замедлится, то очень вероятно, что даже при успешной реструктуризации внешних долгов НБУ придется смягчать монетарную политику. В противном случае во втором полугодии 2015 года население ощутит на себе всю тяжесть фразы "не так страшна инфляция, которую рисует центральный банк, как безработица".            

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [48] всего оценили 6

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Оправдали ли ваши ожидания парламентские выборы?
  Покупка Продажа
USD 25.9000 26.2500
EUR 29.1000 29.8500
RUR 0.3780 0.4180
BTC 10,426.1729 11,523.6641
Яндекс.Метрика