Минфин обнародовал проект бюджета на 2016 год, но сразу сделал оговорку: доходную и расходную части будут существенно пересматривать. Их готовили хоть и с учетом бюджетной и налоговой реформ, но все же на базе действующих в данный момент кодексов. Если Верховная Рада примет поправки в законодательство, государственную смету изменят. На расходную часть также повлияет решение Совета по нацбезопасности и обороны об оборонных потребностях страны. Туда, среди прочего, могут включить и дополнительные траты на укрепление границы. Также от парламента ждут решений, которые завершат процедуру реструктуризации долгов Украины.
Но эти вводные хотя и могут повлиять на соцстандарты, заложенные в проекте госбюджета, но несущественно. Объемы расходов на власть и отдельные министерства тоже весьма показательны.
Умеренные стандарты
То, что бюджет будут корректировать, можно понять по указанному в проекте прожиточному минимуму. В Минфине указано, что с 1 января 2016 года он составит 1330 грн. Но до этого уровня его подняли с 1 сентября этого года. Тем временем Минфин предлагает еще дважды повысить прожитминимум в 2016 году: до 1399 грн - с 1 мая, до 1496 грн - с 1 декабря.
Минимальную зарплату, поднятую до 1378 грн в сентябре, до этого уровня планировали повысить тоже с начала следующего года. Затем ее уровень изменится в мае и декабре - вырастет до 1450 грн и 1550 грн соответственно.
Повышение запланировано на уровне 12% - именно таков прогнозный уровень инфляции, согласованный с Международным валютным фондом. Вывод прост - повышения нет, есть только индексация.
Большие деньги
Доходы госбюджета на следующий год составят около 550 млрд грн (в этом году - 516 млрд), расходы - 621 млрд грн (в этом году - 581 млрд грн). Как видим, дефицит госбюджета не сокращается, и в следующем году может составить те же 12%, что и в 2015 г.
Основная часть поступлений в казну - это 470 млрд грн за счет налогов ( в этом году - 396 млрд грн). Самый ощутимый рост заложен за счет плательщиков ренты за использование природных ресурсов. Если в 2015 году от них планируют получить 44,6 млрд грн, то в 2016 г. - 62 млрд грн. То есть прибыли собираются "выжать" на 29% больше, хотя в целом налоговые поступления увеличатся на 16%.
Проект бюджета дает надежду на снижение цен на импортные товары. Потенциальные доходы за счет ввозной пошлины в следующем году снизятся на 47%.
Важные расходы
За территориями Луганской и Донецкой областей, которые находятся вне контроля украинской власти, закрепили больше 96 млн грн дотаций. Но деньги выплатят после их возвращения под контроль Украины.
На субсидии при оплате коммунальных услуг в 2016 г. собираются выделить 43 млрд грн. В этом году на эти потребности правительство выделит около 24,5 млрд грн. С одной стороны, увеличение поддержки почти в два раза выглядит позитивным: забота о населении, готовность компенсировать расходы и т. д. Но на самом деле сигнал пессимистичный. Такие планы явно вызваны не запланированным повышением тарифов на электроэнергию - слишком велика сумма. Увеличение количества субсидий означает, что Кабмин знает, что украинцы в ближайшее время не станут зарабатывать больше и жить лучше.
Еще один настораживающий сигнал - расходы на компенсацию работодателям зарплаты мобилизованных сотрудников. В 2015 году на нее отложили 1,7 млрд грн, а в следующем выделяют 2,2 млрд. Такие планы расходятся с успокаивающими заявлениями президента Петра Порошенко о том, что седьмой волны мобилизации может и не быть.
Смета государственных расходов на отдельные министерства выглядит на слишком реформаторски. Едва ли изменить правоохранительную систему можно, выделив на нее дополнительные 4 млрд грн. Расходы на оборону тоже серьезно не вырастут - на 2,3 млрд грн и жилье для военнослужащих не выстроить, и зарплаты не поднять.
Остается надежда на грядущие корректировки за счет бюджетной и налоговой реформ. А также на рост доходной части бюджета за счет борьбы с коррупцией.
Расходы госбюджета на некоторые министерства и нужды власти
Расходы |
В 2015 г. |
В планах на 2016 г. |
Разница |
Минобороны |
44,8 млрд грн |
47,1 млрд грн |
+5% |
МВД |
30 млрд грн |
34 млрд грн |
+2% |
Минздрав |
8,8 млрд грн |
9 млрд грн |
+3% |
Минобразования |
16,2 млрд грн |
20,2 млрд грн |
+20% |
Минсоцполитики |
86,8 млрд грн |
81 млрд грн |
-7% |
Аппарат Верховной Рады |
0,594 млрд грн |
0,686 млрд грн |
+14% |
Департамент управления делами |
0,944 млрд грн |
0,885 млрд грн |
-7% |
Кабмин |
0, 248 млрд грн |
0,273 млрд грн |
+10% |