Украина - Россия: Пока не договорились?
31.03.2010 09:30

Украина - Россия: Пока не договорились?

"CN-Столичные новости"

Правительство Азарова ищет аргументы для пересмотра украинско-российских соглашений…

Одним из первых шагов новой власти в газовом секторе стали украинско-российские переговоры по достижению пересмотра цен на голубое топливо. В этом контексте, пожалуй, трудно назвать состоявшийся на прошлой неделе визит в Москву премьер-министра Николая Азарова успешным. Несомненным плюсом посещения главой украинского правительства Белокаменной стали его контакты с российским коллегой Владимиром Путиным и обсуждение "широкого спектра двусторонних экономических отношений". Однако главной цели - снижения цены на газ - все же достигнуто не было.

СВОЙ ИНТЕРЕС

И это несмотря на то, что украинская делегация предложила, на ее взгляд, "железные аргументы". О каких именно аргументах идет речь, судить сложно, ибо переговоры проходили в закрытом режиме. Говорилось ли о таких вопросах, как пребывание ЧФ РФ в Крыму после 2017 года и его условиях, статусе русского языка, преференциях российскому бизнесу в Украине, можно только догадываться. О чем можно говорить с полной уверенностью, так это о широко разрекламированной инициативе украинской стороны по созданию газотранспортного консорциума (ГТК) в составе компаний из России, ЕС и Украины, в котором "Газпрому" предлагается прямой выход на внутренний украинский рынок газа. При этом планируется "Газпрому", "Нафтогазу Украины" и европейским потребителям предложить по 33,3 проц. в консорциуме. По замыслу, реализация этой идеи позволит Киеву снизить закупочные цены на импортный газ, а Москве - отказаться от строительства морских газопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Хотя, заметим, у "Газпрома" на это счет своя позиция: пока нет никаких оснований менять стратегию по диверсификации маршрутов поставки.

Однако, судя по сообщениям из Москвы, "Газпром" и российское руководство посчитали идею ГТК слабоватой для пересмотра существующих газовых договоренностей, достигнутых при премьерстве Юлии Тимошенко. Как сказал Владимир Путин, "в конструктивном диалоге" российская сторона готова обсуждать вопросы консорциума и вкладывать определенные средства. Однако, по его словам, Россия сможет окончательно определиться со своим участием в проекте только после изучения конкретных предложений. А председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что цена российского газа для Украины будет зависеть от объемов его закупки. На что Николай Азаров, уже прибыв в Киев, твердо заявил: "Мы будем покупать газа столько, сколько нам необходимо для того, чтобы были его запасы на зиму в газохранилищах, для того, чтобы мы обеспечили роботу своего хозяйства, нашей экономики. Все, нам лишний газ не нужен. И так делает любой нормальный покупатель, если речь идет о рынке. Мы за то, чтобы пересмотреть контракт о закупке газа. Контракт, прежде всего, должен отвечать рыночным условиям. И здесь мы покупатели - мы должны формировать свой запрос на этот товар. Конечно, мы должны учитывать интересы российской стороны. То есть должны быть предсказуемость, надежность". Короче, не договорились?

Как бы то ни было, но украинскому правительству для уменьшения цен на газ в самое ближайшее время необходимо или искать новые аргументы, или все же пытаться "продвинуть" идею ГТК, но уже в более привлекательной для россиян упаковке. И не исключено, что при определенных условиях и гарантиях официальный Кремль может включиться в переговоры по этому вопросу.

Пока в России идея с консорциумом, как говорится, повисла в воздухе, в Украине вовсю ее обсуждают. Да так, что создается впечатление: более важной проблемы в стране не существует. Сторонники и противники создания ГТК, естественно, выдвигают свои аргументы. Причем настолько убедительно, что прямо не знаешь, кому отдать пальму первенства.

АРГУМЕНТЫ "ЗА"

Первое. В обмен на создание ГТК с использованием украинской газотранспортной системы Киев настаивает на существенном снижении цены газа. Украинская сторона, которая в первом квартале этого года покупала газ по 305 долларов за тысячу кубометров (с апреля цена должна вырасти до 320 долларов), не скрывает, что хочет для себя белорусских льгот: Минск платит 168 долларов за тысячу кубометров, а будет платить около 180.

Второе. Как заявил первый вице-премьер-министр Андрей Клюев, консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину - как транзитное государство и Европейский Союз - как потребителя голубого топлива. "Фактически готов закон о передаче газотранспортной системы в концессию после создания газотранспортного консорциума, - подчеркнул он. - ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС". Он отметил, что задача новой власти - в первую очередь повысить привлекательность Украины как транзитной страны. В противном случае, убежден первый вице-премьер, после строительства "Северного потока" и "Южного потока" наша ГТС не будет нужна ни странам ЕС, ни России.

Третье. По мнению Андрея Клюева, создание газотранспортного консорциума и реконструкция ГТС позволит увеличить поступления в бюджет Украины, создать новые рабочие места, а также создать дополнительные возможности для развития инфраструктуры, в частности строительства автомобильных и железных дорог. "Это огромный государственный бизнес: его развитию должна содействовать государственная политика, - подчеркнул он. - Будем делать все для того, чтобы все транзиты пошли через Украину". Тут, естественно, возникает закономерный вопрос: а не вернется ли при этом на рынок небезызвестная компания "РосУкрЭнерго"? Но у Андрея Клюева нашелся ответ: "Если будет газотранспортный консорциум, то вообще ни о каких схемах и речи быть не может".

Четвертое. Как утверждает новый глава "Нафтогаза Украины" Евгений Бакулин, без создания консорциума реализация проектов по строительству новых магистральных газопроводов и терминалов приведет к избытку газа на европейском рынке после 2015 года. Следствием станет то, что после 2020 года Украина лишится статуса транзитного государства, и по ее ГТС будет транспортироваться только газ для собственных нужд.

АРГУМЕНТЫ "ПРОТИВ"

Озвученная идея создания ГТК, как и ожидалось, вызвала возмущение со стороны оппозиции. Мало того, она уже открыто предупредила: даже если украинским чиновникам удастся соблазнить россиян консорциумом, практическое осуществление этой идеи столкнется с большими трудностями - оппозиция организует массовые протесты. "Все зарубежные партнеры, которым нынешние чиновники из Украины предложат создать консорциум по управлению газотранспортной системой нашего государства, должны знать, что это предложение незаконно и противоречит национальным интересам Украины, - заявила лидер БЮТ Юлия Тимошенко. - Сдавать в управление ГТС - все равно что сдать в управление Украину". Тимошенко напоминает: в 2007 году Верховная Рада по инициативе БЮТ приняла закон, которым запрещены любые формы отчуждения украинской газотранспортной системы.

У экс-Президента Виктора Ющенко свои аргументы "против". "Создание газотранспортного консорциума не отвечает национальным интересам Украины, - говорит он. - Давайте покажем нации, какую выгоду она получит от того, что мы избавляемся от активов крупнейшей в Европе газотранспортной системы, которой владеет Украина. Европейское потребление газа имеет устойчивую динамику. Потребность в газе увеличивается и увеличивается… Тот объем газа, который проводится по Украине, никем не будет заменен… Если кто-то считает, что мы отдадим украинскую ГТС дяде в собственность и от этого выиграем - это большое заблуждение. В украинском парламенте не найдется 226 безответственных депутатов, если они украинцы, проголосовать, чтобы передать или в концессию, или в аренду, или в управление украинскую ГТС".

А заместитель председателя партии "Единый центр", народный депутат Виктор Тополов вообще считает, что все разговоры о создании газотранспортного консорциума нужно отложить до полного аудита газовой инфраструктуры Украины. "Это нормальный хозяйственный подход - сначала проверить состояние этого сегмента государственной собственности и выяснить, может ли он приносить пользу своему владельцу, то есть государству", - заявил он. И добавил: перед принятием такого важного решения, которое может полностью изменить ситуацию в газотранспортной отрасли Украины и Европы, правительству нужно найти ответы на несколько важных вопросов. В частности, понять, что мешает нам самостоятельно эффективно использовать собственные мощности и проводить их модернизацию. "Если речь идет лишь о недостатке средств, то их можно найти и без создания консорциума, как в стране, так и за рубежом, - утверждает депутат. - В Украине одним из таких резервов является недопущение технологической и коммерческой "усушки и утруски" газа, что, по подсчетам специалистов газового рынка, ежегодно составляет от 2 до 3 млрд кубометров топлива или от 3,5 до 5 млрд гривен. Если же деньги искать за рубежом, то Европейский Союз давно предлагает Украине свои услуги в рамках Европейской энергетической хартии. Страх перед строительством Россией альтернативных маршрутов транспортировки газа не напрасен. По оценкам специалистов, уже вскоре наша страна может потерять треть транзитных объемов. В то же время идея консорциума как альтернативы другим трубопроводам уже запоздала. С тех пор как в конце 1990-х годов ГТК планировался для прокладки новых газовых магистралей по украинской территории, ситуация кардинально изменилась. Наши партнеры уже вложили огромные средства в строительство новых потоков в обход Украины. Поэтому этот аргумент далеко не безоговорочный".

Некоторые эксперты полагают, что идея консорциума не найдет поддержки ни в России, ни в Украине. И новому правительству придется срочно искать другие аргументы для изменения существующих газовых договоренностей. Иначе ему будет трудно выполнить свои же обещания добиться пересмотра этих соглашений в пользу уменьшения цен. Что ж, переговоры продолжаются, и, опровергая известное выражение классиков сатирического жанра, торг здесь уместен…

СПРАВКА: ГТС Украины ежегодно обеспечивает поставку около 75 млрд кубометров природного газа внутренним потребителям и 110 - 120 млрд кубометров - потребителям 19 европейских государств. Весной и летом 2009 года были достигнуты предварительные договоренности между ЕБРР, ВБ, Европейским инвестиционным банком, Международной финансовой корпорацией, Еврокомиссией и Украиной о выделении 1,5 - 2 млрд долларов на модернизацию украинской ГТС, однако их реализация была отложена из-за затягивания Киевом реформы газового сектора. Идею ГТК выдвигал еще Президент Леонид Кучма, но тогда переговоры так ничем и не завершились.

Алексей Петруня, "CN-Столичные новости"
 

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [0] всего оценили 0

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Сможет ли встреча в нормандском формате изменить ситуацию на Донбассе к лучшему?
  Покупка Продажа
USD 24.6500 24.9500
EUR 27.2500 27.8000
RUR 0.3540 0.3910
BTC 8,754.4717 9,675.9951
Яндекс.Метрика