Нейрофизиологи смогли "по буквам" читать мысли и слова из мозга
21.10.2015 01:58

Нейрофизиологи смогли "по буквам" читать мысли и слова из мозга

Группа китайских ученых создала прибор, который умеет распознавать те буквы и слова, о которых мы думаем в то время, когда мы говорим вслух или про себя, что приближает человечество к возможности вернуть дар речи парализованным и немым людям, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние десять лет ученые активно работают над созданием нейроинтерфейсов - набора микрочипов, особых электродов и компьютерных программ, позволяющих подключать к мозгу человека и животных кибер-конечности, искусственные глаза и даже те органы чувств, аналогов которых нет в природе - тепловизоры и рентгеновизоры. Кроме того, биологи пытаются найти способы интерпретировать сигналы, поступающие из мозга, и "записывать" ответ обратно.

В университете Тсиньхуа в Пекине Сяоган Чень и его коллеги создали первый в мире интерфейс такого рода, который в буквальном смысле способен извлекать звуки речи из того, как меняется электрическая активность мозга.

Данная система распознавания речи включает в себя простой электроэнцефалограф, который следит за активностью мозга, а также специальную компьютерную программу, которая декодирует сигнал и преобразует его в буквы и слова. Помимо них, китайские нейрофизиологи разработали особую методику произнесения слов про себя, которая облегчает компьютеру поиск сигнала в ЭЭГ и его расшифровку.

Эта методика, как объясняют ученые, позволяет "привязать" каждую букву к определенному цвету, благодаря чему человек будет неосознанно представлять себе последовательность оттенков во время произнесения слова по буквам. Подобный прием, по словам Ченя и его коллег, позволил им достичь почти пятикратного увеличения в скорости декодирования сигнала и достичь почти приемлемых показателей.

На текущий момент, первый прототип прибора способен распознавать около 50 или 60 символов в минуту, что соответствует достаточно медленной, но воспринимаемой человеческой речи. Как полагают ученые, этот рекордный показатель можно дополнительно улучшить, подключившись к мозгу напрямую или при помощи более эффективных алгоритмов расшифровки и анализа энцефалограмм.

Как сообщал MIGnews.com.ua ранее, анализ мелких мутаций в ДНК 10 тысяч жителей Великобритании помог ученым выделить гены, поломки и вариации в которых приводят к развитию ожирения или шизофрении.

Теги материала: нейрон, ученые, мысль, слова, прибор