На Марсе впервые обнаружили активность
25.02.2020 12:06

На Марсе впервые обнаружили активность

Ученые, которые ранее отправили исследовательский посадочный аппарат InSight на Марс, обнаружили сейсмическую активность в недрах Красной планеты, сообщает РИА Новости.

26 ноября 2018 года спускаемый аппарат НАСА InSight успешно сел на Марс в районе равнины Элизий. Спустя семьдесят марсианских дней сейсмометр миссии SEIS начал регистрировать вибрации планеты. За 235 марсианских дней — до конца сентября 2019 года — прибор зарегистрировал 174 марсианских землетрясения. Из них 150 были высокочастотными толчками, подобными тем, которые фиксировала миссия «Аполлон» на Луне. Волны от них распространялись только в марсианской коре. Остальные 24 были более глубинными и низкочастотными, как на Земле, хотя в целом они имели меньшую магнитуду.

Ученые во главе с Доменико Джардини (Domenico Giardini) из Швейцарской высшей технической школы (ETH) в Цюрихе, отвечающие за контроль электроники сейсмометра SEIS, сообщают, что на сегодняшний день зафиксировано уже более 450 марсотрясений различной мощности. То есть на планете происходит в среднем одно сейсмическое событие в день. Это очень интересный результат, потому что планетологи считают Марс тектонически спокойной планетой, у которой отсутствует тектоника плит — механизм, который создает основную сейсмическую активность коры Земли. На Луне, где нет тектонических плит, сейсмическая активность вызвана медленным охлаждением космического тела, которое происходит с тех пор, как Луна сформировалась 4,5 миллиарда лет назад.

"Марсотрясения имеют характеристики, уже наблюдаемые на Луне в эпоху "Аполлона", с большой длительностью сигнала — от 10 до 20 минут, из-за рассеивающих свойств марсианской коры", —  сообщает профессор Джардини.

InSight приземлился в довольно тихом районе Марса, поэтому все зафиксированные сейсмические события происходили на некотором удалении от него. Эпицентры трех крупнейших марсотрясений были расположены в зоне разломов Cerberus Fossae, расположенной в 1500 километрах от места посадки.

Эта тектоническая система грабенов образовалась в результате динамического стресса, вызванного проседанием крупнейшего потухшего вулкана Марса — горы Элизий, что является убедительным доказательством того, что сейсмическая активность на Марсе является не только следствием охлаждения, по аналогии с Лунной, но и тектонических процессов в марсианской коре.

Зона Cerberus Fossae считается самым молодым регионом Марса с точки зрения тектоники и вулканизма. Данные показывают, что вулкан Элизий был активен последние 10 миллионов лет — совсем недавно, с точки зрения возраста планеты — и отголоски этого процесса ощущаются до сих пор.

Как сообщал MIGnews.com.ua ранее, ученые из университета в Вагенингене с начали выращивать фасоль в лунном и марсианском грунте и уже получили первые результаты эксперимента.

Теги материала: ученые, Марс, активность, планета