Новое открытие: в каждом кишечнике свой набор вирусов
15.07.2010 12:46

Новое открытие: в каждом кишечнике свой набор вирусов

MIGnews.com.ua

Ученые из США и Австралии сделали открытие: каждый человек обладает уникальным набором вирусов, обитающих в толстом кишечнике, эти наборы не совпадают даже у близнецов. Об этом идет речь в статье, опубликованной сегодня в журнале Nature.

Бактерии, одноклеточные микроорганизмы и вирусы, живущие в теле человека, изучены довольно плохо: их разнообразие очень велико, но они практически мгновенно погибают вне человеческого тела. Изучением "населения" человеческого организма занимаются участники целого ряда проектов, в частности, консорциума MetaHIT (метагеномики кишечного тракта человека) и проекта "Микробиом человека". В основном, в этих проектах исследуются геномы бактерий и архей, наиболее простых организмов, не имеющих клеточного ядра.

Джеффри Гордон из университета Вашингтона в Сент-Луисе и его коллеги изучили геномы вирусов, найденных в образцах кала четырех пар однояйцевых близнецов и их матерей. Ученые выяснили, что наборы вирусов, среди которых около 80% были выделены впервые, сильно различаются даже у очень близких родственников.

"Близнецы и их матери имеют заметно более похожие наборы бактерий в кишечнике, чем люди, не являющиеся родственниками. Однако геномы вирусов у каждого индивида уникальны, вне зависимости от степени их генетического родства", - пишут ученые в статье.

Ученые собирали образцы для исследования трижды в течение года, и за этот период состав набора вирусов изменился не более чем на 5%, что, по мнению авторов работы, указывает на необычную стабильность вирусного "населения" толстого кишечника.

Кроме того, Гордон и его коллеги выяснили, что, хотя большинство найденных типов вирусов относятся к бактериофагам, то есть нападают на бактерии, между первыми и вторыми сложились нетипичные "дружеские" отношения. Обычно вирусы быстро изменяют свой геном, чтобы успевать за постоянным усовершенствованием защитных механизмов своих жертв.

Однако обнаружить свидетельства такой "гонки" у обитателей человеческого организма ученым не удалось. Многие бактериофаги, напротив, имели гены, которые помогают микроорганизмам выжить в бескислородной среде толстого кишечника, отмечает РИА Новости. "Эти вирусы практически "раздавали" полезные для бактерий гены", - сказал Гордон.

Ученые планируют продолжить работу над составлением каталога вирусов, обитающих в толстом кишечнике, а также выяснить, как те или иные вирусы влияют на состав "населения" бактерий, с помощью экспериментов на мышах.

Теги материала: наука, ученый, исследование