24.07.2010 00:47

В космосе найдены огромные молекулы

MIGnews.com.ua

Астрономы обнаружили в космосе самые большие молекулы из всех, которые когда-либо находили за пределами Земли. Статья с их подробным описанием вышла в журнале Science. Коротко суть работы приведена на портале Space.com.

Специалисты анализировали данные о планетарной туманности Tc-1 в созвездии Жертвенника, собранные инфракрасным телескопом Spitzer. Планетарными туманностями называют сбрасываемые умирающими звездами газовые оболочки, которые формируют облако, по форме напоминающее планету. Во внутренней части туманности Tc-1 находится образовавшая ее звезды на последнем этапе своей жизни - это белый карлик.

Ученые исследовали спектр Tc-1 - определяя, какие "провалы" есть в спектральной картине, специалисты могут узнать, какие именно молекулы присутствуют в туманности (каждая молекула поглощает излучение строго определенных длин волн). Ученые обнаружили "провал", который соответствует фуллеренам - сложным молекулам из атомов углерода, образующим объемные структуры, напоминающие футбольные мячи. Астрономы показали, что в Tc-1 присутствуют фуллерены, состоящие из 60 и 70 атомов углерода. В общей сложности, эти фуллерены "дают" около трех процентов всего углерода в туманности.

Специалисты предполагают, что фуллерены могли образоваться на частичках пыли. Обычно планетарные туманности содержат много водорода, который препятствует образованию фуллеренов, но в Tc-1 этого газа относительно мало. Ученые считают, что они образовались в последние сто лет, и, с высокой вероятностью, исчезнут в ближайшие столетие.

За последнее время появилось сразу несколько работ, в которых были представлены доказательства существования в космосе сложных органических молекул. Так, в центре Млечного Пути были найдены альдегиды, придающие вкус малине, а анализ Мурчинсонского метеорита выявил в его составе около 14 тысяч органических соединений, сообщает Lenta.Ru.

Теги материала: космос