Ученые обнаружили пожирающего информацию квантового демона
25.07.2018 16:37

Ученые обнаружили пожирающего информацию квантового демона

Группа ученых  со всего мира экспериментально воспроизвела демона Максвелла для изучения поведения квантовых систем, передает Phys.org.

Демоном Максвелла называют мысленный эксперимент, который заключается в том, что некое устройство (демон) способно отделить быстро двигающиеся молекулы от медленных и тем самым извлечь тепло из холодного газа, еще более охладив его. При этом было показано, что устройство может не выполнять никакой работы, и в результате якобы происходит нарушение второго закона термодинамики, поскольку энтропия в системе уменьшается.

Оказалось, что вместо получения информации о состоянии системы устройство или наблюдатель, выступающий в роли демона Максвелла, может необратимо уничтожать ее. Статья исследователей опубликована в журнале Physical Review Letters.

Хотя демон может потреблять энергию, измеряя скорость молекулы, в некоторых случаях он может избегать увеличения энтропии, если записывает результаты измерений в память, что делает процесс термодинамически обратимым. Однако показано, что рано или поздно у устройства закончатся ресурсы памяти, и он будет вынужден стирать старые данные, что уже необратимо, а значит энтропия, в конечном итоге, вырастет.

Ученые поставили эксперимент, чтобы выяснить, как ведет себя информация в случае квантового демона Максвелла, то есть устройства, которое пытается измерить характеристику квантовой системы. Исследователи провели слабые измерения кубита - системы, которая находится в суперпозиции двух состояний - возбужденного и основного. При слабых измерениях система незначительно меняет свое квантовое состояние, когда при обычных наблюдениях суперпозиция "разрушается" до одного из двух состояний.

В эксперименте ученые попытались извлечь информацию из кубита, реализованного в виде трансмонного  сверхпроводящего устройства. При этом суперпозиция состояний оказывалась ненарушенной, хотя могла  непредсказуемым образом меняться.

Оказалось, что в этом случае информация о состоянии системы становилась отрицательной, то есть экспериментаторы к концу эксперимента меньше знали о системе, чем до него.

По словам ученых, результаты исследования показывают, что извлечение информации из квантового компьютера может быть сложной задачей, поскольку нужно научиться избегать ее потерь.

Как сообщал MIGnews.com.ua ранее, в США специалисты из Мичиганского университета создали самый миниатюрный компьютер в мире.

Теги материала: наука, ученые, физика, информация