05.02.2011 14:27

Из жизни насекомых: бешеные муравьи склонны к инцесту

MIGnews.com.ua

Бешеные муравьи Paratrechina longicornis спариваются с братьями и сестрами, но при этом не происходит скрещивания.

Эта способность, вероятно, и помогла этим крохотным муравьям с длинными усиками стать одним из наиболее распространенных видов в тропиках. У них настолько широкий ареал, что ученые до сих пор не отыскали их родины. Бешеными их прозвали потому, что они передвигаются без всякого порядка вместо того, чтобы пользоваться тропами, как все "нормальные" муравьи.

Во время лабораторных испытаний Морган Пирси из Свободного университета Брюсселя (Бельгия) и Майк Гудисман из Технологического института штата Джорджия, США, выяснили, что муравьиные королевы рожают дочерей, которые являются их клонами и тоже должны стать королевами. Сыновья оказываются клонами полового партнера королевы. Таким образом, с точки зрения генетики, они не являются братьями и сестрами. Соответственно, они могут спариваться друг с другом без скрещивания, и следующее поколение не пострадает от потери генетического разнообразия.

В Paratrechina longicornis существует и "нормальное" генетическое перетасовки. Когда королева рожает дочерей, которым предстоит стать муравьями-рабочими, они получают гены и отца, и матери.

Подобное двойное производство клонов до сих пор было выявлено только дважды, и в том числе у огненных муравьев. Очевидно, подобную практику можно считать эволюционным преимуществом.

Открытие было сделано случайно. Ученые занимались рутинной расшифровкой генома в рамках совершенно другого проекта. Механизм клонирования муравьев остается непонятным. Когда аналогичная особенность была обнаружена в 2005 году у огненных муравьев, исследователи предположили, что отцовская ДНК просто выбрасывает материнскую из яйцеклетки. Морган Пирси склоняется к мнению, что самка просто производит яйцеклетку, лишенную ДНК, поэтому она находятся в полном распоряжении сперматозоида, передает ТСН.

Теги материала: наука, животные, ученый, ДНК