Ученые выяснили процесс эволюции мужского полового органа
29.10.2015 02:59

Ученые выяснили процесс эволюции мужского полового органа

Ученые выяснили, благодаря новозеландским ящерицам гаттерии, что пенис возник в ходе эволюции амниот (рептилии, птицы, млекопитающие) лишь один раз, а все многообразие его форм (раздвоенные органы змей, твердые - у крокодилов, спиральные у птиц) эволюционировали из него под влиянием различных условий среды, передает Lenta.ru.

Гаттерии - это "живые ископаемые": последние представители отряда, вымершего вместе с динозаврами. Они примечательны в том числе отсутствием пениса, поэтому их изучение позволяет понять, обладали ли предки гаттерий мужскими половыми органами (и в последствие потеряли их) или никогда не имели.

Данный вопрос можно выяснить, обследовав яйца ящерицы и отследив развитие эмбриона. Проблема в том, что гаттерии относятся к вымирающим видам и размножаются крайне медленно. Для достижения половой зрелости им требуется около десяти лет, а яйца самки откладывают лишь раз в два-пять лет. Каждое яйцо ценится очень высоко и находится под контролем новозеландских властей.

Однако один из коллег руководителя исследования Мартина Кона (Martin Cohn) вспомнил, что в запасниках Гарвардского музея сравнительной зоологии хранится коллекция гистологических срезов, в том числе включающая несколько эмбрионов гаттерий (сделаны они были в 1909 году). Ученым повезло: срезы одного из эмбрионов относились именно к тому этапу развития, когда у других рептилий начинается формирование пениса. Аналогичные формы на срезах эмбриона гаттерии доказали бы ее способность развивать этот орган.

По хорошо сохранившимся срезам начала ХХ века ученым удалось собрать трехмерную модель плода - и найти там следы пениса. Таким образом, у гаттерий мужской половой орган начинает расти на стадии эмбриона, но потом, еще до появления на свет из яйца, исчезает. Так подтверждается способность всех амниотов формировать пенис и говорит в пользу того, что современное многообразие форм возникло со временем, по мере развития отдельных видов.

Как сообщал MIGnews.com.ua ранее, ученые выяснили, что древняя панцирная рыба Microbrachius dicki - это первый известный науке вид животных, переставших размножаться икрометанием и начавший практиковать совокупления.