Анна Гончаренко
корреспондент MIGnews.com.ua
Конец иммунитета: за что теперь можно ругать или хвалить Кабмин
10.12.2015 12:27

Эксклюзив  Конец иммунитета: за что теперь можно ругать или хвалить Кабмин

С декабря 2014 года, когда парламент принял Программу деятельности Кабмина, вопрос об отставке Арсения Яценюка не поднимался - ему дали иммунитет на период внедрения реформ. Но сроки вышли. В течение целого месяца политики, эксперты, общественники вовсю обсуждали переформатирование правительства. Уволить всех во главе с Яценюком? Отправить в отставку только Яценюка? Выгнать нескольких министров? Комбинаций много. Какая из них сработает, будет зависеть от решения парламента, которое он примет после отчета Кабмина.

MIGnews изучил 12 направлений, которые правительство собиралось реформировать уже в этом году, и оценил, как обстоят дела с соблюдением сроков.

Оборона

В 2015 году правительство должно было установить расходы на оборону и правоохранительную систему на уровне до 5% от ВВП. В этом году в бюджете на нужды Минобороны было выделено 45,8 млрд грн - 2,7% от ВВП. В проекте бюджета на 2016 год, который вынесло на рассмотрение парламента Министерство финансов, для Минобороны отведено 47,1 млрд грн. При запланированном ВВП на уровне 2,262 млрд грн, такие расходы составляют лишь 2% от него. Минфин отозвал проект бюджета. Возможно Кабмин подкорректирует показатели.

Кроме расходов на оборону в рамках политики безопасности в этом году было обещано:

  • отказаться от внеблокового статуса. Петр Порошенко подписал соответствующий указ в конце 2014 года;
  • принять годовую нацпрограмму сотрудничества с НАТО. Президент подписал ее в апреле этого года;
  • принять новый закон о государственном оборонном заказе. Законопроект принят за основу, так что пока живем по старому закону от 2010 года;
  • создать Агентство по обустройству границы. К обустройству границы ежегодно должны привлекать украинские компании. Под эту деятельность должна быть задействована финпомощь ЕС. Агентства нет, равно как до сих пор нет и проекта "Стена", а точнее "Европейского вала";
  • выдавать биометрические паспорта, в рамках внедрения безвизового режима с ЕС. Биометрические загранпаспорта начали выдавать;
  • утвердить Программу социальной реабилитации и адаптации участников АТО. Программа есть, она действует с марта этого года. В ней предусмотрены санаторно-курортное лечение участников АТО, увеличение расходов на питание в госпиталях, помощь в транспортировке с привлечением местных властей, психологическая реабилитация и т. д. На деле участники АТО продолжают основную помощь получать от волонтеров;
  • перейти к новой системе логистического обеспечение армии в соответствии со стандартами НАТО. Проект соглашения с НАТО Минобороны подготовило в сентябре и его изучают советники при Минобороны и Генштабе ВСУ. По оценкам министра обороны Степана Полторака, нам необходимо в первоочередном порядке внедрить 402 стандарта НАТО, тогда как внедрены 115;
  • запустить и реализовать концепцию информационной безопасности. Проект концепции есть, но решения еще нет. В рамках информационной безопасности страны в 2015 году обещали запустить общественное ТВ и радио, запустить иновещание и провести разгосударствление прессы. Эти три пункта выполнены.

Вывод: Пока что выполнить обещанное удалось лишь наполовину. Да и то часть обещаний выполнена формально, как в случае с программой реабилитации и адаптации участников АТО.

Госуправление

Изменения в системе госуправления проходят под девизом: децентрализация, дерегуляция, дебюрократизация и ответственность. К выполнению в 2015 году Кабмином предусмотрены:

  • новый закон о лицензировании некоторых видов хоздеятельности. Был принят в марте этого года и уже вступил в силу;
  • закон о техническом регламенте и оценке соответствия. Принят в январе 2015 года;
  • новая редакция Налогового и Бюджетного кодексов. Бюджетную децентрализацию провели, местным бюджетам оставили 100% от платы за предоставление админуслуг, 100% от госпошлин, 10% от налога на прибыль предприятий, налог на коммерческую недвижимость. Новый Налоговый кодекс Минфин подготовил, но никак не рискнет обнародовать - лишь дает презентации, которые вызывают шквал критики;
  • прозрачные офисы на местах и децентрализация архитектурно-строительного контроля. Прозрачные офисы по предоставлению админуслуг начали появляться. Один из них недавно открылся в Киеве. Закон о децентрализации госархстройконтроля вступил в силу в сентябре;
  • закон о единой системе электронного взаимодействия. Проект есть, но не зарегистрирован в парламенте;
  • закон об открытых данных. Отдельного закона нет, но есть документ с изменениями в действующую законодательную базу. В частности, он обязал обнародовать квартальные и годовые отчеты о госбюджете.

Вывод: Правительство добилось выполнения трех обещаний из шести. Еще два выполнены наполовину.

Борьба с коррупцией

В этом разделе правительственной программы немало успехов. Созданы обещанные Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции и Антикоррупционное бюро. Также стала открытой информация о правах на недвижимое имущество, хотя пока что обработано около 60% всех данных.

Хуже обстоят дела с электронным декларированием доходов и расходов чиновников. Единый реестр деклараций чиновников обещали запустить в этом году, но в Минюсте сказали, что он заработает только в 2016 году.

Вывод: Кабмин на 75% выполнил обещанное. Но ЕС и США до сих пор называют коррупцию нашей главной проблемой. Дело в том, что такие пункты программы, как мониторинг образа жизни госслужащих и проверка чиновников в соответствии с законом об очищении власти, к 2015 году отношения не имеют. В программе Кабмина указано, что мониторинг просто собираются проводить "постоянно", а проверку проведут до конца 2016 года.

Реформа МВД

По этому пункту Кабмин может смело отчитываться - патрульные полицейские появились в нескольких городах. В следующем году заработают по всей стране. Вступил в силу закон "О национальной полиции". Систему ломают, хотя замечаний очень много: полномочия на уровне подзаконных актов не прописаны, тестирование бывших милиционеров носит скорее формальный характер и т.д.

В ноябре Рада приняла закон о Государственном бюро расследований, которое заработает до ноября 2017 года.

Вывод: Реформу МВД в Кабмине определенно считают достижением, хотя вопросов к ней немало.

Новая система правосудия

В первой половине года была обещана и принята новая редакция закона "О судоустройстве и статусе судей". В частности, в законе появился перечень оснований для ответственности при нарушении присяги. Его изучила Венецианская комиссия и, в целом, одобрила.

Вывод: Поскольку обещано было не так уж много, можно поставить плюс. Тем более что Украина уже получила выводы Венецианской комиссии и по судебной реформе.

Новая экономическая политика

В экономике Кабмин обещал немало новшеств:

  • сокращение госрасходов на 10% от ВВП в 2015-2016 годах. В этом году госрасходы составили 45% от ВВП. В 2014 году они составляли 50% от ВВП;
  • уменьшение числа налогов с 22 до 9 в первом квартале 2015. Парламент одобрил сокращение вдвое - с 22 до 11 налогов;
  • усиление ответственности за зарплаты в "конвертах" - изменения в Кодекс об админправонарушениях и Уголовный кодекс. Штрафы увеличили, но это не помогает вывести зарплаты из тени;
  • уменьшение оборота теневой экономики. По подсчетам Минэкономразвития, уровень теневой экономики составляет 47% от ВВП. По сравнению с 2015 годом показатель вырос;
  • сокращение с 41% до 15% средней ставки Единого социального взноса. ВР приняла законопроект, который позволил бы сократить ставку через понижающие коэффициенты. Но условия их применения оказалась настолько суровыми, что работодатели так и не рискнули начать массовую легализацию зарплат;
  • новая система администрирования НДС. Заработала;
  • закон об электронных закупках. Принят и подписан президентом;
  • новый закон о защите экономической конкуренции. Не принят, действует старый от 2001 года;
  • формирование нового состава АМКУ. Весной назначили нового главу АМКУ. Летом президент назначил новых госуполномоченных. Комитет занят разработкой новой стратегии.

Вывод: Из девяти обещаний безоговорочно выполнены три. Еще три - по сокращению количества налогов, снижению ЕСВ и штрафам за "конверты" - сделаны для галочки и эффекта не дали.

Управление государственной собственностью

В этом году Кабмин собирался проводить:

  • эффективное управление объектами госсобственности. В первом полугодии убытки госкомпаний составили 9,7 млрд грн;
  • позвать международных аудиторов на проверку госкомпаний. Минэкономразвития обещает провести аудит на 50 госпредприятиях до конца года;
  • устранить чиновников от управления госкомпаниями. Конкурс на должности в 62 компаниях был анонсирован, но чиновники и в этом году продолжают занимать руководящие должности;
  • Изменения в закон о перечне объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации, и изменение методики оценки при подготовке к приватизации. Масштабная приватизация, на которую правительство замахнулось в 2015 году, не произошла. Поскольку ВР не приняла целый ряд приватизационных законов, Кабмин официально заявил о переносе своих планов на 2016 год.

Вывод: Планы по новой политике управления госсобственностью провалились.

Продовольственная политика

Реформы в агросекторе на 2015 года были запланированы немногословные:

  • новый закон об аренде земли относительно долгосрочной аренды. Обошлись изменениями в Земельный кодекс и продлением до семи лет минимального срока аренды земель сельхозназначения;
  • закон о локальных аграрных рынках. Пока что нет даже законопроекта. Его обещают подать в Раду в следующем году;
  • создание и продвижение аграрного бренда "Продукт Украины". Вся информация об этом "бренде" датируется 2014 годом. Если же не привязываться к названию, то Минагропрод заявил, что рынок ЕС открыт для 235 сельхозпроизводителей. Но экспорт украинской агропродукции в ЕС за первое полугодие 2015 года упал на 15%, по сравнению с тем же периодом 2014 года;
  • новый закон о государственном материальном резерве. Действует старый, от 1997 года.

Вывод: Выполнено одно обещание из четырех.

Энергетическая независимость

Планы Кабмина по части энергетики трудно назвать успешными. Правительство собиралось:

  • огласить международный конкурс для привлечения инвесторов для модернизации ГТС. Конкурса нет;
  • создать ПАО "Магистральные газопроводы Украины" и ПАО "Подземные газовые хранилища Украины" в рамках реорганизации НАК "Нафтогаз". Структуры созданы еще в 2014 году, но об их деятельности ничего не слышно;
  • провести переговоры относительно допуска танкеров со сжиженным газом для прохождения через Босфор. Турция отказалась их пропускать;
  • внедрить справедливые и прозрачные конкурсные правила на разработку месторождений через открытые аукционы. Минэкологии утвердило новые правила только для месторождений нефти и газа;
  • вывести из тени добычу полезных ископаемых (угля, торфа, янтаря). На виду только борьба с незаконной добычей янтаря;
  • принять новую редакцию Кодекса о недрах. Действует старый, в этом году внесены лишь небольшие поправки;
  • внедрить смешанную модель налогообложения энергетического сектора в соответствии с международными стандартами. Не внедрили.

Вывод: Была попытка по переговорам с Турцией и все еще идет борьба за янтарь. Так что имеем два сомнительных достижения из семи запланированных.

Социальная политика

В этой части правительственной программы провал идет за провалом. Итого в 2015 году так и не выполнено:

  • справедливое пенсионное обеспечение, отмена спецпенсий, переход к единому принципу начисления пенсий;
  • разработка новой редакции закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";
  • объединение фондов государственного социального страхования и обеспечение прозрачности их деятельности
  • реформа трудового законодательства: принятие нового Трудового кодекса.

Вывод: Видимо, соцсфера - самая сложная из всех имеющихся. Иначе провал соцполитики объяснить трудно. Из четырех пунктов готов один - в Раде лежит проект Трудового кодекса.

Медицина

С маркировкой "2015-2016 гг." в программе значатся три пункта:

  • устранение коррупционных схем при тендерных закупках. Для этого функции госзакупок должны были получить международные организации, а не МОЗ. Два соответствующих законопроекта приняты, но не работают;
  • дерегуляция фармацевтического рынка. В Верховной Раде пылится правительственный законопроект о том, что медпрепараты, которые лицензированы в ЕС, США, Канаде, Австралии, Японии, в Украине повторно регистрировать не нужно. Существенных изменений в закон о лекарственных средствах нет. Вместо этого в Раде готовят новый закон. Может, в 2016 году и примут;
  • принятие закона о медицинском страховании. Этого документа нет.

Вывод: Из двух обещаний выполнили половину одного. Впрочем, министр подал заявление об отставке еще летом, так что спрашивать, судя по всему, не с кого. Разве что с ВР, которая никак не разберется с законопроектами.

Образование

На 2015 год Минобразования больших планов не строило. Обещано не так много:

  • реформирование дошкольного, внешкольного, среднего и профессионально-технического образования. Должны были принять законы об образовании и о профессионально-техническом образовании. Проекты есть. Но со сроками беда - законы не приняли;
  • интеграция науки и образования. Нужен был закон о научной и научно-технической деятельности. Его приняли в конце ноября, а не в первом квартале 2015 года, как планировали.

Вывод: Выполнена половина из запланированного, да и то со срывом сроков.

Итоговая оценка

Отчитываясь перед парламентом, Арсению Яценюку стоит делать упор на реформу МВД, изменения в госуправлении, запуск реформы судоустройства. Половинчатые успехи в вопросах экономики и обороны едва ли можно назвать достижением - разве что ответственность за провал некоторых обещаний будет предложено разделить с парламентом. Но часть обещаний Кабмина не нуждалась в поддержке со стороны депутатов. Это относится к таким чувствительным сферам, как помощь участникам АТО и пенсионные начисления.

В программе были затронуты 12 сфер. Оценивая успехи по каждой из них, можно поставить Кабмину 5,5 балла по 12-балльной системе. KPI, прямо скажем, так себе. С такими ключевыми показателями эффективности среднестатистический менеджер на своей должности долго не продержался бы.

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [100] всего оценили 12

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Кто должен определять, какой телеканал закрывать?
  Покупка Продажа
USD 25.9000 26.2500
EUR 29.1000 29.8500
RUR 0.3780 0.4180
BTC 10,426.1729 11,523.6641
Яндекс.Метрика