Ольга Голубицкая
Психолог, сказкотерапевт, песочный терапевт. Работает с детьми, семьями и женщинами в кризисных ситуациях
Мама, на меня в школе кричат
03.02.2016 15:15

Эксклюзив  Мама, на меня в школе кричат

Школа+дети= крик? Школа+дети=дисциплина? Дети+учителя=травма? Обязательно ли идеальный учитель должен быть тихим, уравновешенным и ласковым? Всепонимающим и терпеливым?

Наверняка все слышали историю о родителях, которые столкнулись с агрессией учительницы по отношению к детям во время урока. Прослушав диктофонную запись происходящего, они подали заявление в полицию. Подобные конфликты, чаще - без участия правоохранительных органов, к сожалению, не редкость. Родители, жаждущие обезопасить своего ребенка от насилия, разумеется, правы. Но как минимизировать возникновение подобных ситуаций? Не допуская крика и оскорблений в адрес ребенка,  с одной стороны, но и поддерживая авторитет учителя и не допуская крика и оскорблений в его адрес - с другой? И что делать, чтобы ваш ребенок мог противостоять агрессии и успешно налаживать коммуникации с учителем?

Крик и школа

Начнем с того, что в школе кричат все: и дети, и учителя. При этом и те и другие требуют друг от друга "не кричать". Обоснованно ли это требование?

Крик можно рассматривать с разных сторон. Для ребенка бегать и кричать - значит быть психически здоровым. Благодаря крику дети выпускают напряжение на перерыве, стабилизируют тонус тела, чтобы не спать на занятиях, и, конечно, заявляют о себе. Если спросить ребенка во время перерыва: "Почему ты кричишь?", то, скорее всего, он не поймет вопроса. Он будет растерянно стоять и моргать, потому что он и не подозревал, что кричит. Он просто разговаривал.

Со стороны учителя повышение голоса не является нормой и говорит об агрессии или как минимум о нервозном состоянии. Он не имеет права на крик.

Единственной причиной крика учителя является бессилие. Причин бессилия может быть много. Они могут быть как личными, субъективными, так и внешними, спровоцированными невыносимыми условиями работы.

Прежде чем отдать ребенка учителю, зайдите в класс, который он курирует. Если его дети кричат и бегают - не спешите делать выводы о плохой дисциплине, присмотритесь: скорей всего, это говорит о том, что учитель понимает важность движения и крика для ребенка и устойчив к таким проявлениям детского самовыражения.

Требовать или подстраиваться?

Бывают ситуации, когда лучше подстроиться под реальность учителя для благополучия ребенка. Какие это ситуации? Подстраивание - как способ решение проблемы, актуально чаще всего в среднестатистических школах, где у учителя маленькая зарплата и очень много обязанностей. Переделать учителя вам все равно не удастся, да и содействия от руководства школы тоже не ждите: при нынешних зарплатах и социальном статусе профессии учителя перед школами не выстраивается очередь безработных педагогов, а потому руководству зачастую приходится брать на работу того, кто пришел, - и дорожить имеющимися кадрами независимо от их профессионализма.

В сложной конфликтной ситуации попробуйте в первую очередь поставить себя на место учителя и понять, почему он так себя ведет. Это поможет найти именно те слова, которые наверняка обезопасят вашего ребенка в будущем от негативного влияния этого человека.

Требовать можно в специализированных школах, гимназиях и лицеях, так как они относительно стабильны. В таких случаях дискомфорт условий труда минимизирован, и если учитель все время кричит на детей, с ним действительно что-то не в порядке по личным причинам.

Если это в первый раз - обратиться лучше вначале к учителю: скорее всего, когда он поймет, что может потерять авторитет и хорошее место, он сразу же прекратит любые оскорбления. Если же инцидент произойдет еще раз - тогда лучше идти к руководству.

Как обезопасить своего ребенка от плохого влияния?

1. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был в безопасности, создайте чувство безопасности у себя дома. Это означает постоянное поощрение его успехов, какие-то похвалы и бонусы, спокойные реакции на излишнюю активность и создание поля для творчества (возможность порисовать, конструировать, лепить, играть).

2. Подбирайте школу и учителя для ребенка также тщательно, как вы выбираете врача. Если вы действительно хотите найти хорошего учителя, который не кричит и не оскорбляет, узнайте вначале, какая у него зарплата и насколько он материально стабилен. Такие возможности предоставляют частные школы и детские сады или же гимназии и лицеи, которые имеют хорошую материальную базу.

Помните также, что для ребенка важнее всего, чтобы ему понравился человек, с которым он будет проводить большую часть дня. Педагог должен быть приятным и доброжелательным, с тем же темпом речи и мышления, что и у ребенка. Одним детям больше подходит резкий, громкий, строгий учитель - они так лучше воспринимают информацию. Тихий и спокойный преподаватель у таких первоклассников вызовет желание спать или бесконечно вертеться на стуле.

А вот для чувствительных и тихих детей строгий учитель является просто демоном во плоти, и любая его реплика воспринимается как личное оскорбление.

3. Доверительные отношения. Ваш ребенок должен знать, что он может поделиться абсолютно всем с вами.

В одной группе детского сада был эмоционально вспыльчивый мальчик. Ему было крайне сложно устанавливать контакт с одногруппниками и он был довольно чувствителен к повышению тона. Зато доверял родителям. Малыш рассказал, как воспитательница кричала на него в тихий час. Родители обратились к заведующей, и с воспитателем поговорили. В результате, зная, что запугать ребенка невозможно, и он все расскажет, женщина просто перестала в его присутствии кричать и уж тем более не смела его "наказывать".

4. Преступление и наказание. В семье обязательно должны быть правила. Не обязательно много, приблизительно 2-3, понятных и четких (в котором часу спать, почему нельзя ломать мебель и т.д.). Если правило не выполняется - должно последовать наказание (например, ограничение пользования компьютером или планшетом). Привычка к дисциплине помогает ребенку в школе понять требования учителя, а значит не вызывать в свою сторону лишних негативных фраз.

5. Не ругайте ребенка за оценки. Если ребенок не будет фиксироваться на "лучшем" результате, то унизить или запугать учителю малыша будет достаточно сложно. "Кричащие" учителя часто манипулируют тем, что у ребенка что-то не получается, и давят на него его ошибкой. Если вы объясните ребенку, что оценки не главное, ему будет легче воспринимать процесс неудач.

 


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [10] всего оценили 1

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Боитесь ли вы коронавируса?
  Покупка Продажа
USD 24.6500 24.9500
EUR 27.2500 27.8000
RUR 0.3540 0.3910
BTC 8,754.4717 9,675.9951
Яндекс.Метрика