USD   28.10
Кондрашов: "Конституционную реформу следует провести до местных выборов осенью 2015 года"
21.04.2015 14:22

Эксклюзив  Кондрашов: "Конституционную реформу следует провести до местных выборов осенью 2015 года"

MIGnews.com.ua

Профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов - о конституционной реформе, идеальной модели децентрализации и о том, насколько самодостаточны, перспективны и приемлемы для органов местного самоуправления предлагаемые центральной властью механизмы взаимоотношений с регионами.

- Президент Украины поставил перед Конституционной комиссией ряд задач: расширить полномочия органов местного самоуправления, обеспечить финансово-хозяйственную  независимость территорий. В то же время, за центральной властью должны остаться вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороны государства. Как вы считаете, какие именно полномочия должны получить местные власти для обеспечения реальной финансово-экономической независимости местных общин?

- Результат проведения конституционной реформы в вопросе децентрализации  будет целиком зависеть от того, что центральная власть подразумевает под "независимостью органов местного самоуправления". Если изменения в Конституцию ограничатся исключительно инициативами правительства - отдать регионам право собирать и распоряжаться новыми налогами, в частности - на недвижимость, без изменения действующей жестко подчиненной Киеву административной модели управления во всех сферах жизнедеятельности, - ни о какой независимости регионов речи быть не может. Местные власти не смогут собрать эти налоги по банальной причине отсутствия у населения денег, а центр и дальше будет вытягивать из местных бюджетов львиную долю заработанных средств, лишая региональную власть как финансовой, так и административной свободы для развития сел, городов, районов, областей.

Если под "независимостью" президент имеет в виду реализацию принципов Европейской хартии местного самоуправления, а именно внедрение принципа правовой, организационной, административной и финансовой автономии местных общин, тогда у нашей страны действительно появляется шанс. Шанс получить не только эффективную и перспективную модель территориально-экономического развития, но и стать на путь построения подлинной демократии в соответствии с европейскими стандартами. Ведь именно эти стандарты, как я утверждаю в монографии "Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры", основываются на том, что демократия как способ осуществления политической власти реализуется, в частности, через систему местного самоуправления. А демократичность политического режима в большинстве своем определяется широтой и глубиной предоставленных местным органам самоуправления властных и финансовых полномочий. Именно по таким стандартам сегодня живут и развиваются все страны Европы.


- То есть уровень развития демократии напрямую зависит от уровня развития местного самоуправления?

- Безусловно! Например, в тех странах, которые мы привыкли называть "развитыми западными демократиями", на протяжении многих лет сформировались собственные модели местного самоуправления. Скажем, модель самоуправления Великобритании отличается от французской системы. Даже численность общин самоуправления у них разная. Во Франции - 1,6 тысячи человек, а в Великобритании - 110 тысяч. При этом, все страны объединяет одно: политику институтов западной демократии во многом формирует практика местного самоуправления.

Государственные институты власти не могут обходиться без них. К примеру, более двух третей всех государственных функций в Дании выполняются на коммунальном уровне. При этом три четверти всех административных работников служат именно там.

- Имеет ли Украина исторические предпосылки для построения эффективной модели местного самоуправления?

- Я очень детально исследовал эту тему. И, пожалуй, не открою какой-либо тайны, если скажу о том, что первые ростки становления местного самоуправления в Украине появились еще в XIV веке и связаны с распространением  Магдебургского права. Его суть заключалась в автономии городского населения от юрисдикции правительственных администраций, земель и княжеств. Жители городов, получивших Магдебургские привилегии, создавали свои общины, избирали бургомистров (мэров), судей и ратманов (депутатов местных советов). На территории Украины такое  право города стали получать со второй четверти XIV века, в том числе и Киев.

Стоит  заметить, что Магдебурское право стало мощным инструментом влияния на организацию юридического и судебного устройства Запорожской Сечи. К сожалению, начиная с XIX века система местного самоуправления в Украине была нивелирована и даже уничтожена.

Именно потому я и говорю о важности сегодняшнего конституционного процесса. Так как именно в наши дни Украина получила шанс возродить на новом качественном уровне систему местного независимого управления.

- Какой она должна быть?

- Самое интересное, что наши политики сегодня пытаются "изобрести велосипед", реальная цель которого - рост их собственных рейтингов. На самом же деле, повторюсь, все принципы местного самоуправления прописаны в Европейской хартии. Согласно этому документу, полномочия местных общин должны быть полными и исключительными и не могут принадлежать одновременно другим органам власти. В рамках своих полномочий орган местного самоуправления должен иметь полную свободу действий для реализации собственных инициатив по любым вопросам жизнедеятельности территорий. Украина должна положить конец, в том числе практике назначения губернаторов центральной властью. Они должны избираться наряду с мэрами. А функции представителей Киева в регионах сводиться к контролю над деятельностью правоохранительных органов, координации работы местных властей во время военного положения либо чрезвычайных ситуаций. Губернаторы не должны по указке сверху вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность органов самоуправления, ветировать или навязывать местным советам те или иные решения, контролировать и распределять финансовые потоки. Помимо всего, в идеале Украина должна прийти к созданию двухпалатного парламента, в котором палата региональных представителей получит исключительное право утверждения либо ветирования законодательных инициатив палаты представителей политических сил.

- Когда это можно было бы реализовать, учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране?

- Дедлайн может устанавливать только тот, кто руководит процессом. Я могу только сказать, что если бы соответствующие изменения были внесены в Конституцию сразу после Революции Достоинства, сегодня мы не наблюдали бы за более чем бурными политическими процессами. Уверен и в том, что в этом случае давно бы уже был урегулирован и конфликт на востоке. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. И я могу только приветствовать начало конституционного процесса децентрализации. Надеюсь также, что этот процесс придет к своему логическому завершению.

Говорить о сроках довольно сложно. Я вполне разделяю точку зрения определенных политиков, которые утверждают, что новая Конституция должна вступить в силу до момента проведения местных выборов осенью 2015 года. Ведь если центральная власть действительно намерена передать широкие полномочия на места, то и депутатов мы должны выбирать по иным критериям. Проще говоря, грядущие выборы должны предоставить шанс реальным лидерам общественного мнения баллотироваться в депутаты местных советов и брать в свои руки ответственность за судьбу своих территорий. А для этого мы должны внести соответствующие изменения в закон о выборах депутатов местных советов, городских, сельских и поселковых голов, выработать прозрачную, понятную людям избирательную модель.

К сожалению, предлагаемая действующей властью система открытых партийных списков не отвечает запросам людей. Так как власть либо скрывает, либо сама пока не знает, какой именно из нескольких десятков существующих в мире вариантов избирательной системы по открытым спискам будет предложен украинцам осенью текущего года.

- Спикер парламента Владимир Гройсман заявил, что Украине стоит отказаться от тех положений Конституции, за которые государство по тем или иным причинам не может нести ответственности. Как вы можете это прокомментировать?

- Знаете, сегодня звучит множество мнений. В том числе неконструктивных и недальновидных. Я понимаю логику некоторых политиков: если проблему трудно решить, ее надо узаконить. Но разве от этого людям станет легче? Разве экономика стабилизируется? Следуя подобной логике, завтра нам будут предлагать лечить головную боль методом гильотины. И зачем, в таком случае, нам вообще нужна Конституция? Проблем-то ведь у нас с каждым днем все больше и больше! И в конце концов, от Основного Закона могут остаться только титульные страницы.

А если говорить серьезно, государство должно нести полную ответственность за свои действия, защиту гражданских прав и свобод и соблюдение Конституции. Без этого государственность невозможна.

Об эксперте:
Кондрашов Александр Николаевич

Автор трех научных монографий: "Промышленность в национальной инновационной системе Украины" (2005 г.), "Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления" (2008 г.), "Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры" (2013 г.) Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. Женат. Отец троих детей.

Новости СМИ2
Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [10] всего оценили 1

Статьи по теме

Новости партнеров



Трансляция

Новости партнеров

Спецтемы

Вопрос дня

Блокада Донбасса:
Другие новости
  Покупка Продажа
USD 27.7000 28.1000
EUR 29.0000 29.7000
RUR 0.4400 0.4800
BTC 859.1005 949.5321
bigmir)net TOP 100 Яндекс.Метрика