USD   28.10
Кондрашов: "Конституционную реформу следует провести до местных выборов осенью 2015 года"
21.04.2015 14:22

Эксклюзив  Кондрашов: "Конституционную реформу следует провести до местных выборов осенью 2015 года"

MIGnews.com.ua

Профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов - о конституционной реформе, идеальной модели децентрализации и о том, насколько самодостаточны, перспективны и приемлемы для органов местного самоуправления предлагаемые центральной властью механизмы взаимоотношений с регионами.

- Президент Украины поставил перед Конституционной комиссией ряд задач: расширить полномочия органов местного самоуправления, обеспечить финансово-хозяйственную  независимость территорий. В то же время, за центральной властью должны остаться вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороны государства. Как вы считаете, какие именно полномочия должны получить местные власти для обеспечения реальной финансово-экономической независимости местных общин?

- Результат проведения конституционной реформы в вопросе децентрализации  будет целиком зависеть от того, что центральная власть подразумевает под "независимостью органов местного самоуправления". Если изменения в Конституцию ограничатся исключительно инициативами правительства - отдать регионам право собирать и распоряжаться новыми налогами, в частности - на недвижимость, без изменения действующей жестко подчиненной Киеву административной модели управления во всех сферах жизнедеятельности, - ни о какой независимости регионов речи быть не может. Местные власти не смогут собрать эти налоги по банальной причине отсутствия у населения денег, а центр и дальше будет вытягивать из местных бюджетов львиную долю заработанных средств, лишая региональную власть как финансовой, так и административной свободы для развития сел, городов, районов, областей.

Если под "независимостью" президент имеет в виду реализацию принципов Европейской хартии местного самоуправления, а именно внедрение принципа правовой, организационной, административной и финансовой автономии местных общин, тогда у нашей страны действительно появляется шанс. Шанс получить не только эффективную и перспективную модель территориально-экономического развития, но и стать на путь построения подлинной демократии в соответствии с европейскими стандартами. Ведь именно эти стандарты, как я утверждаю в монографии "Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры", основываются на том, что демократия как способ осуществления политической власти реализуется, в частности, через систему местного самоуправления. А демократичность политического режима в большинстве своем определяется широтой и глубиной предоставленных местным органам самоуправления властных и финансовых полномочий. Именно по таким стандартам сегодня живут и развиваются все страны Европы.


- То есть уровень развития демократии напрямую зависит от уровня развития местного самоуправления?

- Безусловно! Например, в тех странах, которые мы привыкли называть "развитыми западными демократиями", на протяжении многих лет сформировались собственные модели местного самоуправления. Скажем, модель самоуправления Великобритании отличается от французской системы. Даже численность общин самоуправления у них разная. Во Франции - 1,6 тысячи человек, а в Великобритании - 110 тысяч. При этом, все страны объединяет одно: политику институтов западной демократии во многом формирует практика местного самоуправления.

Государственные институты власти не могут обходиться без них. К примеру, более двух третей всех государственных функций в Дании выполняются на коммунальном уровне. При этом три четверти всех административных работников служат именно там.

- Имеет ли Украина исторические предпосылки для построения эффективной модели местного самоуправления?

- Я очень детально исследовал эту тему. И, пожалуй, не открою какой-либо тайны, если скажу о том, что первые ростки становления местного самоуправления в Украине появились еще в XIV веке и связаны с распространением  Магдебургского права. Его суть заключалась в автономии городского населения от юрисдикции правительственных администраций, земель и княжеств. Жители городов, получивших Магдебургские привилегии, создавали свои общины, избирали бургомистров (мэров), судей и ратманов (депутатов местных советов). На территории Украины такое  право города стали получать со второй четверти XIV века, в том числе и Киев.

Стоит  заметить, что Магдебурское право стало мощным инструментом влияния на организацию юридического и судебного устройства Запорожской Сечи. К сожалению, начиная с XIX века система местного самоуправления в Украине была нивелирована и даже уничтожена.

Именно потому я и говорю о важности сегодняшнего конституционного процесса. Так как именно в наши дни Украина получила шанс возродить на новом качественном уровне систему местного независимого управления.

- Какой она должна быть?

- Самое интересное, что наши политики сегодня пытаются "изобрести велосипед", реальная цель которого - рост их собственных рейтингов. На самом же деле, повторюсь, все принципы местного самоуправления прописаны в Европейской хартии. Согласно этому документу, полномочия местных общин должны быть полными и исключительными и не могут принадлежать одновременно другим органам власти. В рамках своих полномочий орган местного самоуправления должен иметь полную свободу действий для реализации собственных инициатив по любым вопросам жизнедеятельности территорий. Украина должна положить конец, в том числе практике назначения губернаторов центральной властью. Они должны избираться наряду с мэрами. А функции представителей Киева в регионах сводиться к контролю над деятельностью правоохранительных органов, координации работы местных властей во время военного положения либо чрезвычайных ситуаций. Губернаторы не должны по указке сверху вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность органов самоуправления, ветировать или навязывать местным советам те или иные решения, контролировать и распределять финансовые потоки. Помимо всего, в идеале Украина должна прийти к созданию двухпалатного парламента, в котором палата региональных представителей получит исключительное право утверждения либо ветирования законодательных инициатив палаты представителей политических сил.

- Когда это можно было бы реализовать, учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране?

- Дедлайн может устанавливать только тот, кто руководит процессом. Я могу только сказать, что если бы соответствующие изменения были внесены в Конституцию сразу после Революции Достоинства, сегодня мы не наблюдали бы за более чем бурными политическими процессами. Уверен и в том, что в этом случае давно бы уже был урегулирован и конфликт на востоке. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. И я могу только приветствовать начало конституционного процесса децентрализации. Надеюсь также, что этот процесс придет к своему логическому завершению.

Говорить о сроках довольно сложно. Я вполне разделяю точку зрения определенных политиков, которые утверждают, что новая Конституция должна вступить в силу до момента проведения местных выборов осенью 2015 года. Ведь если центральная власть действительно намерена передать широкие полномочия на места, то и депутатов мы должны выбирать по иным критериям. Проще говоря, грядущие выборы должны предоставить шанс реальным лидерам общественного мнения баллотироваться в депутаты местных советов и брать в свои руки ответственность за судьбу своих территорий. А для этого мы должны внести соответствующие изменения в закон о выборах депутатов местных советов, городских, сельских и поселковых голов, выработать прозрачную, понятную людям избирательную модель.

К сожалению, предлагаемая действующей властью система открытых партийных списков не отвечает запросам людей. Так как власть либо скрывает, либо сама пока не знает, какой именно из нескольких десятков существующих в мире вариантов избирательной системы по открытым спискам будет предложен украинцам осенью текущего года.

- Спикер парламента Владимир Гройсман заявил, что Украине стоит отказаться от тех положений Конституции, за которые государство по тем или иным причинам не может нести ответственности. Как вы можете это прокомментировать?

- Знаете, сегодня звучит множество мнений. В том числе неконструктивных и недальновидных. Я понимаю логику некоторых политиков: если проблему трудно решить, ее надо узаконить. Но разве от этого людям станет легче? Разве экономика стабилизируется? Следуя подобной логике, завтра нам будут предлагать лечить головную боль методом гильотины. И зачем, в таком случае, нам вообще нужна Конституция? Проблем-то ведь у нас с каждым днем все больше и больше! И в конце концов, от Основного Закона могут остаться только титульные страницы.

А если говорить серьезно, государство должно нести полную ответственность за свои действия, защиту гражданских прав и свобод и соблюдение Конституции. Без этого государственность невозможна.

Об эксперте:
Кондрашов Александр Николаевич

Автор трех научных монографий: "Промышленность в национальной инновационной системе Украины" (2005 г.), "Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления" (2008 г.), "Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры" (2013 г.) Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. Женат. Отец троих детей.

Новости СМИ2
Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [10] всего оценили 1

Статьи по теме

Новости партнеров



Трансляция

Новости партнеров

Спецтемы

Вопрос дня

Чего было больше за годы независимости?
Другие новости
  Покупка Продажа
USD 27.7000 28.1000
EUR 29.0000 29.7000
RUR 0.4400 0.4800
BTC 859.1005 949.5321
Яндекс.Метрика