19.01.2010 11:12

Николай Маломуж: Отношения между Украиной и Россией будут прагматическими

"CN-Столичные новости"

Служба внешней разведки (СВР) Украины ХХІ века мало напоминает знакомую нам из книг деятельность рыцарей "плаща и кинжала". Помимо традиционного осуществления разведдеятельности в политической сфере едва ли не львиную долю в ее работе сегодня составляет добывание информации экономического характера. Хотя, естественно, "Столичные новости", воспользовавшись возможностью поговорить с руководителем службы Николаем Маломужем, интересовались не только этим, но и многими другими животрепещущими вопросами.

- Николай Григорьевич, известно, что в свое время ваша служба заблаговременно спрогнозировала возможные варианты влияния мирового кризиса на украинскую экономику. Почему не прислушались к вашей информации? Это первое. И второе: каковы прогнозы разведки о развитии событий в Украине и мире на текущий год? Каким будет послекризисное мироустройство?

- Внешняя разведка занимается не только добыванием, обработкой и анализом информации, но и подготовкой рекомендаций, моделей действий Президента Украины, Кабинета Министров, парламента. Мы постоянно информируем руководство страны об общих тенденциях в мире, о тех направлениях, которые могут быть выигрышными для Украины и в целом, и по конкретным секторам экономики.

Что касается кризиса, то анализ внешних угроз экономике страны за последние два года показывал, что кризисные явления будут развиваться, захватывая новые сектора. Мы обобщили огромный массив информации от ведущих экономистов мира, задействовали лучших специалистов НАН Украины, осуществляли фундаментальные исследования, прослеживали развитие событий и моделировали их влияние на Украину. Мы неоднократно давали и стратегические прогнозы, и видение того, как и на каких секторах отечественной экономики Украина этот кризис ощутит.

Но поначалу кое-кто полагал, что, поскольку Украина не столь глубоко интегрирована в мировую финансовую и экономическую систему, кризис нас обойдет. Время показало, что необходимо принимать кардинальные меры. Наравне с другими государственными органами мы предоставили свои предложения на всех уровнях, и они были использованы во время подготовки совместного плана антикризисных мер, учитывались при подготовке решений СНБО.

Сейчас, несмотря на позитивные тенденции в глобальной экономике, одним из сценариев развития мировой экономической системы может стать постепенный переход от фазы кризиса к фазе нестабильности и затем возникновению нового глобального экономического кризиса. Поэтому для нашей страны важно использовать относительно спокойный период 2010-го и последующих одного - двух лет для проведения неотложных реформ, отхода от приоритетного развития исключительно экспортно-ориентированных отраслей в пользу внутреннего рынка, внутреннего потребления, инновационного развития производственной базы, авиационной, космической отраслей, создания новейших систем управления.

Со своей стороны мы предоставляем всю необходимую информацию для принятия решений на уровне руководства государства, предлагаем ряд программ по энергосбережению, альтернативным видам энергии, развитию химической промышленности, металлургии, машиностроения, аграрного сектора, масштабные проекты в сфере транспорта и многие другие. Это новейшие разработки мирового уровня, и это реальный вклад внешней разведки в общее дело преодоления кризисных явлений в экономике. Это концептуальное направление развития Украины - на основе современных технологий выйти на новый этап развития страны.

- Судя по тому, что изложенное вами в той или иной степени звучало из уст политиков, к вашим рекомендациям все же прислушиваются...

- И нередко принимаются принципиальные решения на основе наших рекомендаций. Однако механизм их реализации оставляет желать лучшего. Хорошие идеи, хорошие концепции не так часто, как хотелось бы, влекут за собой реальные действия.

- Как часто вы общаетесь с первыми лицами государства для того, чтобы донести новые идеи, аналитическую информацию, ваши прогнозы?

- С Президентом Украины мы встречаемся регулярно, примерно раз в два дня. К тому же ежедневно Главе государства посылаются различные прогнозные информационные и аналитические документы. С премьер-министром Украины такие контакты осуществляются реже, что и естественно исходя из особенностей работы СВР и правительства, закрепленных на законодательном уровне. Однако практически ежедневно мы отправляем в Кабинет Министров материалы, касающиеся экономики, передовых технологий, конкретных отраслей, инвестиционного развития.

В них мы предлагаем нашу оценку возможности осуществления того или иного проекта, оцениваем предложения потенциальных партнеров, риски при заключении внешнеэкономических контрактов и тому подобное. В документах, помимо анализа по определенной проблематике, прогнозируем возможные реакции на те или иные события, вносим конкретные предложения.

- Хотелось бы уточнить принцип иерархии. Надо полагать, что первые лица государства должны ставить вам задачи. Но, судя по вашим словам, выходит, что иногда и вы их подталкиваете к определенным решениям. Происходит действительно игра на равных?

- Существует порядок постановки задач, которые ставит перед разведорганами руководство страны. Предложения для формирования задач вносит Кабмин, СНБО, МИД и так называемый сектор обороны и безопасности - Минобороны, СБУ и так далее. На основании этого Главой государства формируются и утверждаются стратегические направления деятельности. Среди них могут быть и задачи по оценке оборонных рисков, или, например, энергетической безопасности, или интеграции в Евросоюз.

Как правило, итогом такой работы является оценка перспектив сотрудничества, конкуренции или угроз в той или иной сфере. Ежегодно задачи уточняются и корректируются. Это что касается стратегии. В части оперативной работы задания могут уточняться ежемесячно или еженедельно. В результате, на основе добытой нами информации осуществляется анализ и моделирование ситуации, отслеживаются тенденции, на основании чего формируются предложения Президенту и правительству Украины относительно того, как следует реагировать на ту или иную ситуацию.

И на этом этапе может идти, как вы сказали, игра на равных - в результате обсуждения, дискуссий с привлечением экспертов формируется решение. Мы постоянно и очень тесно работаем с потребителями нашей информации. В этой связи можно отметить, что за прошедший год мы получили свыше тысячи позитивных откликов в отношении конкретных материалов разведки. Для нас важна эта обратная связь, чтобы понять, насколько востребована информация разведки и какое практическое применение она находит.

- Можно ли сегодня открыто рассказать о добывании внешней разведкой каких-то конкретных важных сведений, разработок, технологий и их внедрении в отечественное производство, о содействии при заключении внешнеэкономических контрактов? Каков, в конечном итоге, экономический эффект разведывательной деятельности?

- В сфере экономики наша деятельность зачастую реализуется через привлечение инвестиций, оказание содействия в поиске партнеров, в заключении важных контрактов на международном уровне. СВР работает по разным направлениям, и это приносит результат. Например, недавние контракты со странами Азии и Ближнего Востока в сфере военно-технического сотрудничества, помимо прочего, являются мощным стимулом не только для загрузки наших предприятий, но и способствуют созданию новых рабочих мест.

В целом за прошедший год внешней разведкой оказано содействие отечественным предприятиям в заключении экспортных контрактов на общую сумму свыше двух миллиардов долларов. По нашим прогнозам, есть шанс привлечения значительных инвестиций в космической сфере за счет кооперации с нашими партнерами. Существует перспектива заключения контрактов на поставку большого количества самолетов в страны Латинской Америки. Главное - искать не политический подтекст, а рассматривать предложения о сотрудничестве исключительно с прагматической стороны.

Недавно мне в составе официальной делегации во главе с Президентом Украины довелось побывать в Объединенных Арабских Эмиратах. Там я наглядно убедился, что для нашей страны открываются широкие перспективы для качественного прорыва: только на первом этапе нашего сотрудничества они готовы вложить в упоминавшиеся сектора от 15 до 25 миллиардов долларов, а позже - удвоить эти инвестиции... Мы понимает свою задачу так: выработка стратегии, которая в любых условиях будет способствовать развитию страны.

Что касается других конкретных цифр, то могу отметить, что экономический эффект от использования добытой СВР Украины информации научно-технического характера в интересах различных отраслей экономики составил в прошлом году около 300 миллионов гривен практически при отсутствии выделенных средств в бюджете разведки на эти цели. Это - конкретные разработки в высокотехнологических секторах экономики.

- В своих последних статьях и интервью вы много внимания уделяете как внешним, так и внутренним угрозам безопасности нашего государства, поиску путей выхода из создавшейся непростой ситуации. При этом с оптимизмом смотрите на будущее Украины. На чем основывается оптимизм руководителя украинской внешней разведки?

- В современных политических и экономических условиях, в которых находится Украина, у отечественных экспертов есть видение, как обустраивать нашу страну - как в концептуальном, стратегическом направлении, так и с точки зрения тактических задач. В стране есть мощный научный и интеллектуальный потенциал, что может обеспечить качественный прорыв в развитии государства. О том, что это не просто мечты, свидетельствует опыт других стран.

В настоящее время есть несколько десятков стран, готовых включаться в реализацию украинских проектов по перспективным направлениям. Это не кредиты или займы, а настоящая партнерская работа, которую мы будем делать на равных. При этом Украине, в отличие от многих государств, не придется начинать с нуля. Мой оптимизм основан не только на видении путей развития, но и на потенциале конкретных людей, которые могут это реализовать на практике.

- В одном из интервью вы дословно сказали: "В России уверены, что следующие пять лет политика Украины в любом случае будет пророссийской, и, ни к кому жестко не привязываясь, ждут выборов, чтобы узнать имя человека, с которым им придется сотрудничать. Они хотят, чтобы это был человек, который может принимать решения и гарантировать стабильность". На чем основана эта уверенность?

- Есть по этой части различные прогнозы, как будут развиваться отношения между Москвой и Киевом. Согласно оценкам некоторых российских политиков и политологов, после президентских выборов внешнеполитический украинский вектор качнется в сторону России. В то же время на государственном уровне многие даже не допускают, чтобы в каких-то секторах Украина продемонстрировала откровенно пророссийскую политику. По нашим оценкам, отношения будут строиться на прагматической основе, то есть при любом раскладе в первую очередь речь будет идти об обеспечении национальных интересов и приоритетов Украины.

- Мы, как доверчивое юное государство, рассчитывая на взаимную любовь со Старым Светом, открыли пограничные ворота для граждан стран ЕС. Более того, недальновидность наших депутатов способствовала тому, что, одобрив соглашение с ЕС о реадмиссии, Украина стала накопителем мигрантов - далеко не лучших представителей стран Африки и Азии. На ваш взгляд, почему в течение последних лет, выражаясь недипломатическим языком, нас так игнорируют?

- Нельзя не признать: интеграция может дать хорошие результаты, но при условии, что процесс осуществляется взвешенно и постепенно. Те или иные решения должны приниматься исключительно с позиций реализации национальных интересов, переходя поэтапно к более высоким стандартам. Это в полной мере касается реадмиссии. Сама по себе идея превосходна - принять существующие в ЕС правила и соглашения, касающиеся мигрантов: их нахождения на территории конкретного государства, интернирования. При этом необходимо помнить, что у нас существуют открытые границы с Россией, Белоруссией и другими государствами. Здесь мы не можем оказывать влияние на регулирование потока мигрантов.

Следовало бы синхронизированно, с учетом национальных интересов добиваться принятия общих правил регулирования этих потоков - мы должны иметь возможность высылать нелегальных мигрантов. Но реальность такова, что страны Европейского Союза, исходя из ратифицированного в Брюсселе и Киеве закона о реадмиссии, могут высылать прибывших, по сути, транзитом через Украину нелегалов, а у нас возникают трудности с их дальнейшей переправкой.

Необходимо финансировать либо их отправку на родину, либо пребывание на нашей территории. При этом не следует забывать, что по каналам нелегальной миграции едут далеко не сливки общества. Это не только обездоленные, но и преступники, террористы, наркоторговцы, что создает дополнительные проблемы как для самого государства, так и для его специальных служб. Мое видение состоит в том, что если уж Украина имеет договор по реадмиссии с Европейским Союзом, то аналогичная правовая база должна существовать и с другими нашими соседями, которая бы давала возможность перемещения граждан третьих стран.

- Скажите, насколько присутствует дух соперничества между СВР и СБУ? Ведь известно, что чисто ведомственные амбиции СБУ, откуда, собственно, и вышла СВР, особенно заметны на региональном уровне. Есть ли практика проведения совместных коллегий, совещаний, операций?

- Как известно, практически нигде в мире разведка не имеет статуса правоохранительного органа, не проводит работу внутри страны. Это - внешний сектор, работающий в основном на закордонном направлении. Исходя из этого, совмещение функций СБУ и разведки представляется нецелесообразным. Служба внешней разведки не должна заниматься внутренними проблемами, мы не должны быть интегрированы в политические процессы, иметь право осуществлять различные процессуальные действия.

Мне кажется, что в результате диалога удалось достичь с СБУ понимания о разделе сфер деятельности, поскольку смешение внешней и внутренней функций станет нарушением и национального, и международного законодательства. От имени СВР хотелось бы отметить, что мы всегда готовы идти навстречу - и в плане контактов с другими национальными разведорганами, и с коллегами из СБУ.

Все наши региональные подразделения имеют четкую установку на координацию деятельности с органами Службы безопасности Украины. У нас практикуется проведение совместных совещаний по оценке реальных и перспективных угроз для страны, рабочих встреч, некоторых операций. Мы также тесно работаем в составе межведомственных групп. Общие направления: борьба с международным терроризмом, наркоторговлей, организованной преступностью, контрабандой, нелегальной миграцией.

- Известно, что общее руководство Службой внешней разведки осуществляет Глава государства, который назначает председателя СВР Украины. С третьего апреля 2005 года Службу внешней разведки Украины возглавляет генерал армии Украины Маломуж Николай Григорьевич. Вам не поступали ценные указания, как использовать кадровый потенциал СВР при голосовании на заграничных избирательных участках?

- Ни одной политической ориентировки от руководства Украины мы не получали. Никакого давления в этом отношении ни со стороны руководства государства, ни любой политической силы на разведку нет. Нашим сотрудникам, официально находящимся за границей в составе дипломатических представительств, мы дали единственное указание - максимально способствовать обеспечению безопасных выборов: то есть содействовать работе избирательных комиссий, в том числе и по части доставки избирательных бюллетеней, предотвращать возможные экстремистские проявления. Это задание зафиксировано в ориентировках. Других вариантов просто не может быть. Этот стандарт выполняется как руководителем разведки, так и всеми нашими сотрудниками.

- Существует практика, что спецслужбы, которые имеют аккредитацию в той или иной стране, устанавливают и поддерживают официальные контакты со своими партнерами. СВР, кажется, взаимодействует с более чем ста спецслужбами других стран и Офисом безопасности НАТО. Скажите, как на практике осуществляется это взаимодействие, ведь раньше об этом не могло быть и речи?

- В настоящее время мы поддерживаем контакты со 136 спецслужбами различных стран. Преимущественно это происходит в рамках существования так называемых клубов специальных служб: стран Евросоюза, СНГ, Причерноморского бассейна, тюркоязычных государств, НАТО (здесь Украина участвует в качестве наблюдателя). Это дает возможность очертить и сузить ряд проблем, характерных для определенных регионов, ускорить выработку общих решений, например, в сфере борьбы с терроризмом, наркоторговлей и прочее.

О конкретных угрозах или даже совместных операциях мы говорим уже на двустороннем уровне. Я не могу вдаваться в детали, но отмечу, что, к примеру, на двустороннем уровне мы успешно работали со странами Евросоюза и США над реализацией ряда операций в сфере борьбы с терроризмом, с СВР России сообща способствовали урегулированию ряда проблемных вопросов в прошедшие годы.

- В связи с этим уточняющий вопрос - какими видятся отношения между Россией и Украиной после президентских выборов?

- Прагматическими. Невзирая на наличие проблем в отношениях, следует во имя интересов государств и народов стремиться к дальнейшему развитию отношений. У нас много точек соприкосновения. Это общие экономические, энергетические, военно-технические, экологические, гуманитарные и многие другие направления. Я хочу подчеркнуть: любые формы взаимодействия должны диктоваться самой жизнью. И если мы говорим, что у нас 45-47 приоритетных секторов для сотрудничества и это пойдет на пользу экономике, то давайте будем их развивать.

- Когда, по-вашему, прибудет в Киев посол России - между первым и вторым турами или уже после президентских выборов?

- Россияне обещали, что посол приедет еще в декабре, но я думаю, что случится это уже после завершения выборов. Насколько я владею информацией, это уже окончательное решение - приехать после того, как в стране будет новый Президент.

- Вы, несомненно, в курсе того, почему Украина довольно инертно вела себя в вопросе возвращения денежных средств, хранящихся на счетах экс-премьера Павла Лазаренко. Вне всяких сомнений, Лазаренко не единственный чиновник, средства которого незаконно хранятся на зарубежных счетах. Занимается ли ваша служба подобными делами?

- Я хотел бы вернуться к тезису, что деятельность разведки не находится в плоскости ответственности правоохранительных органов. Озвученные же дела имеют определенный процессуальный статус. Поэтому и по Лазаренко, и по другим вопросам все находится в компетенции Генеральной прокуратуры Украины и правоохранительных органов. А Служба внешней разведки даже не имеет права заниматься расследованием подобных дел, ибо в противном случае она сама бы стала на путь нарушения закона.

- В последнее время Украина прямо или опосредованно оказалась вовлеченной в скандалы с поставками оружия: сначала "Кольчуга", затем "Фаина", самолет компании "Меридиан" в Нигерии; сейчас нас пытаются привязать к злополучному рейсу Ил-76, арестованному в Таиланде. Как, по-вашему: это попытка переделить мировой рынок обычных вооружений, вытеснив с него Украину, или элемент большой геополитики - определение сфер влияния между США и Россией?

- Это проблема не только актуальная, но и деликатная. Ведется большая геополитическая игра, в которой участвуют не только Украина и Россия, но и США, европейские и другие страны. Цель - добиться максимальных выгод в продвижении своих интересов в сфере торговли вооружениями.

В настоящее время мы видим стремление разных государств повлиять на объемы военно-технического сотрудничества Украины. В этом направлении работают как соседние, так и более дальние в географическом отношении страны. Идет активное блокирование по некоторым рынкам, например странам Азии, Латинской Америки, Африки. Достигается это разными способами, в частности дискредитацией Украины путем оказания влияния на руководство потенциальных партнеров. В равной степени это относится и к конкретным случаям.

Взять хотя бы "Фаину" и ее груз. Министр обороны Кении в присутствии множества журналистов подтвердил факт, что его страна ставит танки на боевое дежурство и проводит учения с использованием этой техники. Мы же свои контрактные обязательства выполнили, не нарушив никаких международных ограничений, - доставили ее конечным пользователям.

И еще: ни одно обвинение в адрес Украины, с какой бы стороны оно ни звучало, за годы независимости так и не подтвердилось, и с этим на неофициальном уровне соглашаются за рубежом. Однако публично все воздерживаются от извинений и опровержений.

Что касается арестованного в Бангкоке Ил-76 с оружием на борту, то, не вдаваясь в детали, скажу, что украинское государство ни к грузу, ни к его транспортировке никакого отношения не имеет.

Беседовали Николай Новосад, Михаил Белецкий, "CN-Столичные новости"
 


Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [0] всего оценили 0

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Определились ли вы, за кого будете голосовать на выборах 31 марта?
  Покупка Продажа
USD 28.1000 28.3500
EUR 32.4500 33.0000
RUR 0.3950 0.4200
BTC 6,115.5337 6,759.2739
Яндекс.Метрика