Владимир Хотиненко: Когда взялся за "Бесов", испытал ужас
21.09.2013 07:26

Владимир Хотиненко: Когда взялся за "Бесов", испытал ужас

MIGnews.com.ua

Знаменитый режиссер Владимир Хотиненко рассказал, почему замахнулся на Достоевского, судьбоносной встрече с Михалковым и пристрастии к "Папиной дочке".

- Владимир, вы сейчас работаете над экранизацией "Бесов". Вошли во вкус произведений Достоевского?

- После сериала "Достоевский" мне предложили заняться "Бесами", и я не раздумывал. Ибо на сегодня более актуальной книги, чем "Бесы", нет. Перечитайте роман - и поймете: в головах персонажей происходит то же, что и в нашей жизни. Экранизировать роман - это как беседовать с его автором, а мне очень близок Достоевский. И все, что написано у Федора Михайловича, в фильме будет: диалоги, сюжет. Снимаем в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и Монтре. Четырехсерийный фильм выйдет на канале "Россия" в 2014 году. Главные роли играют: Максим Матвеев - он Ставрогин, Сергей Маковецкий - сыщик Горемыкин, Антон Шагин - нигилист-революционер Верховенский и Александр Галибин - губернатор фон Лемке.

- Замахнуться на такую личность, как Достоевский, было непросто?

- Да, задача не из легких. Вообще, когда я начинаю снимать что-то новое, испытываю ужас. И при съемках "Достоевского" он был весьма ощутимым. Я попытался показать писателя-человека: живого, страдающего, со своими страстями и эмоциями, которого почти никто не знает. Ведь в сознании многих Достоевский - мрачная фигура с репродукции в школьном учебнике. Как оказалось, он обладал прекрасным чувством юмора, любил женщин. Для понимания этого я начал с азов: перечитал заново все его работы. В итоге над семью сериями работали два года, хотя некоторые режиссеры за это время успевают "напечь" по 200 серий телемыла.

- На роль Достоевского пробовались многие артисты, но Евгений Миронов точнее всех попал в образ?

- Ему был интересен каждый нюанс. Он много читал, изучал письма писателя. Это помогало Жене вживаться в роль и порой до такой степени, что иногда ему было трудно из нее выходить. Оказалось, жизнь писателя интересна не меньше, чем его творения.

- Картину "Зеркало для героя", снятую в 1987 году, в начале вашей карьеры, сегодня считают классикой советского и российского кинематографа. Вы этого явно не могли предположить?

- Вообще, я снял этот фильм для своих родителей. Меня интересовала судьба послевоенного поколения, которое оказалось выброшенным в одночасье на обочину жизни. Мне это казалось несправедливым. Каждый раз, просматривая этот фильм, я словно возвращаюсь в детство. На съемках важно было мое ощущение того времени, а я его довольно хорошо помню. У меня до сих пор перед глазами парк, скамейка, играющий оркестр, мама в крепдешиновом платье, отец в полосатой рубашке. Жаль, что этот фильм далеко не все оценили по достоинству... Меня обвинили в том, что я лью воду на "мельницу сталинизма".

- Ваше детство прошло в городе Славгороде Алтайского края. О кино тогда уже думали?

- Нет, зато с большим удовольствием его смотрел. Я был патологическим отличником: меня унижали четверки. При этом меня дважды исключали из школы - я слыл хулиганом. В наказание родители запретили ходить в кино. В Славгороде был всего один кинотеатр, поэтому меня легко было проконтролировать. Это было страшное наказание!

- Отец растил вас в строгости?

- Мой отец был патологическим чистюлей. И мы с сестрой, ожидая прихода родителей с работы, всегда убирались в доме. Нам казалось, что идеально. Но, когда отец приходил, начинал с ворчанием собирать мусор. Как же нас с сестрой это бесило! Когда мне стукнуло лет 35, однажды я поймал себя за тем же занятием. И понял: гены - нечто непреодолимое. Я начал делать то, что в раннем возрасте у меня вызывало крайнее раздражение. Так что я тоже патологический чистюля: в моем доме все должно лежать точно на своих местах.

- Вопреки любви к кино, вы поступили в Свердловский архитектурный институт.

- И окончил его с отличием. Но вскоре убедился, что строить у меня ничего толкового не получится, во всяком случае того, что я хотел. И чтобы поразмыслить, чем заняться далее, я ушел служить в армию на два года. А то, что я стал кинорежиссером, вообще считаю чудом.

- А как парень из провинции с дипломом архитектора еще и во время службы в армии смог прийти к самому Михалкову и заявить, что хочет снимать?

- И услышать в ответ: "Снимай!" Дело было так: приехал в Свердловск Никита Михалков, мы с ним встретились. Проговорили три часа. Теперь я прихожу в ужас от мысли, что мог на эту встречу и не пойти. Тогда Михалков предложил мне для начала устроиться на Свердловскую киностудию. И я рискнул. Сложно было. Надо было поработать на Свердловской студии в разных качествах: ассистентом, художником...

- Михалков не только привел вас в кино, но и стал наставником…

- Спустя пять лет после той судьбоносной встречи я окончил Высшие режиссерские курсы в Москве и работал у него ассистентом на картинах "Родня", "Несколько дней из жизни Обломова", "Пять вечеров". Для начинающего режиссера - это лучшая профессиональная школа. Михалков разрешал мне присутствовать в монтажной и на репетициях. Сегодня я стараюсь предоставить такую же возможность своим студентам. А позитивная атмосфера на съемках - 50 процентов успеха картины. Знаете, тогда я внутренне уже был готов к той встрече, благодаря которой изменилась вся моя жизнь. Многие люди только на словах мечтают изменить ее. Но, если им представится такой случай, они не заметят его и пройдут мимо. Я же распоряжаюсь своей судьбой, как ветром в открытом море, и считаю, что свой парус человек должен поднимать сам. Хотя неоднократно со мной происходило то, что от меня не зависело. Но я не сидел и не ловил мух, а был все время наготове. Мой жизненный девиз: делай, что можешь и должен, и будь что будет. Вот я и снимаю кино, к которому отношусь, словно к волшебству.

- Появление фильма о подводниках "72 метра" в 2003 году - тому подтверждение. Вы же мечтали стать моряком...

- Мечта сбылась, но в кино. Фильм получился больше не о трагедии, а о человеческих взаимоотношениях.

- Музыку к фильму написал легендарный итальянец Эннио Морриконе. Как вышли на него?

- Это тоже одно из чудес. Случайно я услышал саунд-трек маэстро к другой картине и понял, что музыку к "72 метрам" должен написать именно он. Мне нужна была история не о том, что надежда умирает последней, а о том, что она не умирает никогда. Несмотря на трагичность ситуации, Морриконе написал оптимистический финал.

- Выходы ваших фильмов совпадают со знаковыми событиями для России и не только. Почему?

- Они попадали во временную струю по какому-то необъяснимому стечению обстоятельств. Когда в 1990-м на экраны вышел фильм "Рой", это совпало с распадом СССР. В 1992 году я снял "Патриотическую комедию" - произошел первый путч, а во время работы над "Макаровым" в 1993-м случился второй. Со съемками "Мусульманина" в 1995 году начались боевые действия в Чечне. Мои коллеги уже шутливо спрашивают: "Что ты еще собираешься снимать? К этому надо подготовиться!"

- Есть ли пристрастия у вас в отношении актеров?

- Нина Усатова, Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Александр Балуев и 18-летняя Елизавета Арзамасова, уже снявшаяся без малого в 30 фильмах, в том числе в сериале "Папины дочки". Когда мои племянники узнали, что я снимаю Арзамасову, я в их глазах резко вырос как режиссер. Лиза замечательно сыграла в моей картине "Достоевский" роль маленькой Софьи Ковалевской.

Первое появление Владимира Хотиненко как актера было в "Родне" в 1981 году в роли мотоциклиста Валерика: "После этого я стал сниматься в своих фильмах в эпизодах. Делал это для родителей, живших в Павлодаре, чтобы они хоть так видели сына. Но были и большие роли в "Казачьей заставе", "За кем замужем певица". А на съемках "Гибели империи" я заменил запившего накануне актера, сыграв полковника Якубова. Благо, гримировать под офицера меня не пришлось: бородка и выправка имеются. Но нет актерского механизма: не могу смоделировать чувства".

По материалам Вести

Новости по теме:

Кшиштоф Занусси: Я плохой поляк - у меня пятерка по русскому

Роман Карцев: С Жванецким ругались только из-за женщины

Аня Седокова: Я - человек анти-диета! 

Теги материала: режиссер, кино, интервью

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [20] всего оценили 2

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Должны ли политики нести ответственность за невыполненные предвыборные обещания?
  Покупка Продажа
USD 28.1000 28.3500
EUR 32.4500 33.0000
RUR 0.3950 0.4200
BTC 6,115.5337 6,759.2739
Яндекс.Метрика