Виталий Шапран
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков
Какой инфляции следует бояться населению
14.05.2015 13:47

Эксклюзив  Какой инфляции следует бояться населению

Виталий Шапран

Инфляционные итоги апреля для украинских властей выглядели удручающими. Темп инфляции за апрель составил 14%, в годовом выражении инфляция ускорилась до 60,9%. К ускорению инфляции в стране привело повышение стоимости коммунальных услуг, которое приобрело массовый характер и отразилось на затратах населения.

Коммунальная инфляция

Одна из причин, по которым были подняты тарифы для населения, - договоренности с внешними кредиторами, в частности - с МВФ. Идея фонда понятна - снизить давление на бюджет, за счет которого происходила компенсация стоимости газа. После девальвации и падения реальных доходов населения эффект от этой меры для бюджета не просчитывался. Могу лишь утверждать, что девальвация 2014-2015 года и падение реальных доходов населения приведут к тому, что субсидии будет получать большее число граждан, чем на то рассчитывали советники из МВФ и наши реформаторы. То есть эффект экономии от повышения тарифов для госбюджета будет меньший, чем ожидалось. Также весьма спорной является идея приведения стоимости газа именно к цене импорта из ЕС или РФ. Газ украинской добычи покрывал в 2014 году примерно 50% потребности бизнеса и населения, а в 2015 году промпроизводство падает, значит, будут падать и объемы потребляемого промышленностью газа. Очевидно, что все это не учитывалось в расчетах, которые проводили в 2014 году.

Коммунальная инфляция оказалась довольно коварной штукой, от которой населению будет очень тяжело спрятаться. Не секрет, что в 2014 году одним из основных факторов инфляции была девальвация гривны. Цены росли, подгоняемые ростом курса доллара. Но у такой инфляции было два бесспорных плюса:

1. Эффект от падения гривны сказывался на стоимости импортных товаров не сразу, а на протяжении 3-9 месяцев, отчего инфляция сама приобретала ползучий характер. Происходило это потому, что не все продавцы завезенного (и оплаченного) в Украину импорта стремились быстро менять ценники. Таким образом, потребители получили возможность приобретать некоторые товары по ценам, которые в пересчете на доллары США и евро иногда были меньше, чем цены производителей.

2. От девальвационной инфляции было удобно прятаться, например, переходя на потребление отечественных продуктов питания и товаров. Также определенный эффект был от перевода сбережений в иностранную валюту, этот шаг помогал смягчить эффект от девальвации и позитивно отражался на ожиданиях потребителей.

Обе черты девальвационной инфляции совсем нехарактерны для коммунальной инфляции, которая "во всей красе" проявляет свою жесткую природу и касается 90-95% электората. Похоже, что в 2015 году проблема "девальвационной инфляции" отойдет на задний план, и дело мы будем иметь именно с жестким проявлением "коммунальной инфляции". Дать какой-то рецепт, как от нее спрятаться, я не могу, поскольку такого рецепта просто нет.

Трусливая монетарная политика

Судя по тому, что в бюджете до конца 2015 года непредусмотрено существенного увеличения минимальной заработной платы и заработной платы бюджетников,  "коммунальная инфляция" просто приведет к некомфортной переориентации потребления у всего населения страны. Люди просто будет потреблять коммунальные услуги на большую суму, а все остальное – на меньшую. Это некомфортно не только потому, что на "остальное" - еду, одежду - может банально не хватать, Некомфортным данный процесс можно назвать, поскольку население рост цен на коммунальные услуги считает чем-то сродни повышению налогов. И поскольку почти все тарифы зависят от поставщиков-монополистов, то отчасти так и есть: коммунальные тарифы можно сравнивать с налогами.

Если учесть, что государство активно повышает налоговую нагрузку на население: налоги с пенсий, налоги с валютных операций, налоги с процентов на депозиты, - то для потребления остается все меньше и меньше средств. Последний факт является весьма прискорбным, поскольку рост объемов потребления - это основы для роста любой экономики. Чтобы переломить удручающую тенденцию, властям нужно будет вносить изменения в монетарную политику и уже монетарными методами стимулировать рост доходов населения, постепенно переходя от роста номинальных доходов к реальным доходам. При шестидесятипроцентной инфляции в годовом исчислении НБУ, хочешь не хочешь, придется наращивать монетарную базу хотя бы для того, чтобы обеспечить функционал по расчетам в гривнах. Если же НБУ будет удерживать монетарную базу, то это может привести к тому, что центр экономической активности переместится в коммунальную сферу, а остальные отрасли экономики, которые не обслуживают критическое потребление, почувствуют острое недомогание.

Во второй половине 2015 года НБУ, очевидно, придется смягчать монетарную политику и способствовать тому, чтобы население получало компенсацию от инфляционных потерь помимо субсидий, иначе социальная напряженность в обществе будет нарастать. "Трусливая" монетарная политика - это удел большинства банков развивающихся рынков и ничего нового или зазорного тут нет. Задача монетарной власти - обеспечить баланс между максимальной занятостью населения, темпами изменения его доходов и инфляцией. В 2014 году Нацбанк более-менее успешно справился с задачей сбалансирования занятости, инфляции и доходов населения, но при этом был вынужден принести в жертву гривну. Задачи, которые были выполнены НБУ в 2014 году, были легкими именно из-за преимуществ девальвационной инфляции - ее ползучести и возможности населения спрятаться от нее.

В 2015 году, учитывая коммунальную природу инфляции, сбалансировать занятость, доходы населения и инфляцию будет на порядок сложнее. Если сбивать коммунальную инфляцию удерживанием монетарной базы (сдерживать печатане денег), то кроме падения реальных доходов населения будет еще падать и занятость. Проще говоря, доля населения, которому не хватает доходов на проживание, будет сопровождаться ростом безработицы. А чрезмерное смягчение монетарной политики будет усиливать давление на валютный рынок и стимулировать инфляцию. Обойти две крайности в 2015 году НБУ будет очень сложно, поскольку ситуация 2015 года вводит ряд ограничений:

1. 2015 год - год падения экономики Украины большими темпами, чем это было в 2014 году.

2. Жесткая монетарная политика в этом году усилит падение экономики и осложнит сбор налогов, а значит - и исполнение бюджета.

Судя по меморандуму с МВФ и по тому, что в дело активно вмешался Минфин, НБУ выбрал именно вариант с более жесткой монетарной политикой, а давление на бюджет и на валютный рынок должно быть ослаблено реструктуризацией внешних долгов, чем сейчас и занимается Минфин. Однако в таком варианте не совсем понятно, за счет чего будут снижать уровень безработицы, и устоит ли Нацбанк перед искушением смягчить монетарную политику в угоду населению и бизнесу.

Самый ответственный момент наступит в конце июля - августе 2015 года, когда уже будут известны данные по промпроизводству в основных отраслях. Если падение реального сектора не замедлится, то очень вероятно, что даже при успешной реструктуризации внешних долгов НБУ придется смягчать монетарную политику. В противном случае во втором полугодии 2015 года население ощутит на себе всю тяжесть фразы "не так страшна инфляция, которую рисует центральный банк, как безработица".            

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [48] всего оценили 6

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Сможет ли Зеленский отправить Луценко в отставку?
  Покупка Продажа
USD 26.2500 26.6500
EUR 29.3000 30.1000
RUR 0.3800 0.4130
BTC 7,338.0469 8,110.4731
Яндекс.Метрика