Ольга Голубицкая
Психолог, сказкотерапевт, песочный терапевт. Работает с детьми, семьями и женщинами в кризисных ситуациях
Нужно ли приучать ребенка к порядку? Советы психолога
25.04.2017 11:58

Нужно ли приучать ребенка к порядку? Советы психолога

В детском саду детей приучают складывать свои вещи аккуратно стопочкой и поддерживать порядок в помещении. Когда в группе 30 малышей - наверняка это единственный способ ими управлять. Но так ли нужно поддерживать ребенку порядок? Зачем ему эти функции? Может ли излишнее стремление к порядку навредить психике ребенка? Где эта грань, между порядком и беспорядком?

Рождение из хаоса

Для познания мира ребенку нужно все разрушать и исследовать. Если у него забрать возможность безобразничать, он не научится творить. Недаром существует миф о создании мира из хаоса.

Важно давать возможность ребенку творить, разрешить ему "пачкать": дошкольнику крайне важно вымазать краской обои, слепить из глины что-то малоприятное, порвать бумагу и склеить ее невообразимым способом и т.д.

Часто родители рассказывают о таких ситуациях: "заходишь в комнату к ребенку, а там пронесся ураган: все стены непонятно в чем, вещи разбросаны, испачканы…Он это специально? Я полдня буду убирать".

Дети с нереализованной потребностью в хаосе начинают "разносить" психологический кабинет. И в этот момент, как психолог, я радуюсь. Как человек, который все это будет еще час отдирать от линолеума и соскребать со стен, я могла бы расстроиться. Но я не буду, потому что знаю, НАСКОЛЬКО это важно.

В хаосе и беспорядке ребенок:

- учится выражать свои эмоции

- узнает себя и свою меру

- экспериментирует и творит

- учится создавать "из ничего" что-то

- учится структурировать.

Из таких детей в будущем вырастают творческие, креативные и успешные люди, не боящиеся жить и развиваться

Многие родители боятся, что дети никогда не насытятся этим "творчеством". Кажется, если один раз разрешить ему побыть в хаосе, ребенок станет неадекватным и неконтролируемым. И в этом вся проблема.

Детьми, которые любят порядок, легче управлять

В основе порядка лежит способность подчинять и подчиняться. Недаром все наслышаны об армейском порядке. Когда все чисто, четко, стерильно и минимально. В этом нет свободы. И в таких сферах, как армия, например, это путь к успеху. Как и в некоторых сферах бизнеса и науки.

Давать ли ребенку полную свободу?

Тут вы столкнетесь с парадоксом. Ребенку нужны правила для творчества и свободы. Минимальные и понятные правила дают ребенку ощущение безопасности.

Что вы можете сделать? Разрешайте хаос, но в определенных местах. Например, вот это твой стол, или угол, или часть стены, где ты можешь делать, что хочешь и как хочешь.

Ограниченный в своем пространстве хаоса, ребенок учится саморегулироваться. Через какой-то промежуток времени он самостоятельно и по своему желанию, внезапно, начнет убирать за собой.

Если вы дали достаточно свободы и безопасности, ребенок ВСЕГДА придет сам к порядку. Возможно, не к идеальному. Дальнейшее зависит от характера. Некоторые дети начинают педантично убирать, некоторые остаются в относительном порядке.

Если ребенок все время создает беспорядок?

Скорее всего, он застрял в стадии хаоса, как в средстве протеста и самовыражения. Таким образом, ребенок  может пытаться установить дополнительную границу между слишком влиятельным взрослым, как будто "помечая" территорию.

Вы можете предоставить ему "легальное" пространство для беспорядка. И ни в коем случае не комментировать это пространство и не пытаться его "тихонечко чуть-чуть" убрать.

Практика показывает: как только ребенок получает свободу и свое пространство, хаос в квартире прекращается.

Не нужно приучать ребенка убирать за собой?

Приучать малыша следить за собой и регулировать свое поведение можно и нужно. Однако здесь важна вариативность: "ты можешь вещи сложить так или вот так; игрушки должны лежать вон в той коробке так, как ты сам сложишь".

Давая вариативность, вы учите ребенка выбирать, принимать решения и регулировать свои эмоции.

Если же у вас внезапно проснется внутренний контролер порядка, вспомните фразу Альберта Эйнштейна: "Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?"

загрузка...

Оцените материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [32] всего оценили 5

Статьи по теме

Новости партнеров
Другие новости

Спецтемы

Вопрос дня

Кто должен определять, какой телеканал закрывать?
  Покупка Продажа
USD 25.9000 26.2500
EUR 29.1000 29.8500
RUR 0.3780 0.4180
BTC 10,426.1729 11,523.6641
Яндекс.Метрика